Божественную литургию. Что такое литургия

В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).

Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.

Истоки литургии

Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».

После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать , вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.

Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.


В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.

Как служат литургию?

Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.

После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.


Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.

Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.

В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.

После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю , и произносится в совместной любви и единомыслии.


Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.

Проскомидия, Литургия оглашенных, антифон и ектения – что значат все эти слова, рассказывает архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель Киевской духовной академии.

– Отче, Литургия Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста, когда она служится по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю вайи. Когда появилась Литургия Иоанна Златоуста? И что значит слово «Литургия»?

– Слово «Литургия» переводится с греческого как «общее дело». Это важнейшее богослужение суточного круга, во время которого совершается Евхаристия. После того как Господь вознесся на Небеса, апостолы стали совершать Таинство Причастия каждый день, читая при этом молитвы, псалмы и Священное Писание. Первый чин Литургии был составлен апостолом Иаковом, братом Господним. В Древней Церкви существовало много чинопоследований Литургии на территории Римской империи, которые на протяжении IV–VII веков были унифицированы и в том же виде сейчас используются в Православной Церкви. Литургия Иоанна Златоуста, которая совершается чаще других, является самостоятельным творением святителя на основании текста Анафоры апостола Иакова. Литургия Василия Великого служится всего 10 раз в год (5 воскресений Великого поста, Великий четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти святителя) и представляет сокращенную редакцию Литургии Иакова. Третья Литургия – Преждеосвященных даров, редакция которой приписывается святителю Григорию Двоеслову, епископу Римскому. Эта Литургия совершается только в Великом посту: в среду и пятницу, в четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.

– Литургия состоит из трех частей. Первая часть – проскомидия. Что происходит во время проскомидии в храме?

– «Проскомидия» переводится как «приношение». Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Изначально проскомидия состояла из процедуры выбора наилучшего хлеба и растворения вина с водой. Нужно отметить, что указанные вещества приносили для совершения Таинства сами христиане. С IV столетия возникает обрезание Агнца – евхаристического хлеба. С VII–IX веков проскомидия постепенно формируется как сложное чинопоследование с изъятием многих частиц. Соответственно, и местонахождение проскомидии во время богослужения в исторической ретроспективе изменялось. Сначала она совершалась перед Великим входом, позже, с развитием чина, была вынесена в начало Литургии для благоговейного совершения. Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешанным и приготовленным с закваской. После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы Литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись: ΙС ХС НИ КА – «Иисус Христос побеждает». Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным, без примесей, красного цвета.

Во время изъятия Агнца и вливания в потир растворенного вина священник произносит слова пророчеств и евангельские цитаты о страстях и крестной смерти Спасителя. Далее происходит изъятие частиц за Богородицу, святых, живых и усопших. Все частицы выставляются на дискосе таким образом, чтобы видимо указывать на полноту Церкви Христовой (земной и небесной), главой которой является Христос.

– Вторая часть Литургии называется Литургия оглашенных. Откуда взялось такое название?

– Литургия оглашенных действительно является второй частью Литургии. Такое название эта часть одержала оттого, что в этот момент могли молиться в храме вместе с верными и оглашенные – люди, которые готовились к принятию Крещения и проходили катехизацию. В древности оглашенные стояли в притворе и постепенно привыкали к христианскому богослужению. Эта часть еще именуется Литургией слова, поскольку центральным моментом является чтение Священного Писания и проповедь. Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.

– Когда поются антифоны? Что это такое?

– За богослужением Православной Церкви молитвословия могут исполняться антифонно, т. е. поочередно. Принцип пения псалмов антифонно в восточной Церкви был введен священномучеником Игнатием Богоносцем, в Западной – святителем Амвросием Медиоланским. Существует два вида антифонов, которые исполняются на утрени и на Литургии. Степенные антифоны на утрени используются только на Всенощном бдении, они написаны по мотивам 18-й кафизмы в подражание ветхозаветному пению на ступенях при восхождении в Иерусалимский храм. На Литургии антифоны делятся на будничные (91-й, 92-й, 94-й псалмы), получившие свое название от использования во время вседневной службы; изобразительные (102-й, 145-й псалмы, блаженны) называются так, поскольку взяты из Последования изобразительных; и праздничные, которые используются на Господские двунадесятые праздники и Пасху и состоящие из стихов избранных псалмов. Согласно Типикону, также существует понятие антифонов Псалтыри, т. е. деление кафизмы на три «славы», которые и именуются антифонами.

– Что такое ектения и какие они бывают?

– Ектения в переводе с греческого – «протяжное моление», представляет собой прошения диакона с пением хора попеременно и заключительным возгласом священника. Существуют следующие виды ектений: великая (мирная), сугубая, малая, просительная, заупокойная, об оглашенных, литийная, заключительная (в конце повечерия и полунощницы). Также есть ектении на различных молебнах, Таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях. По сути, они имеют структуру вышеуказанных ектений, только имеют добавочные прошения.

– Третья часть Литургии – Литургия верных. Это самая важная часть?

– Литургия верных так именуется потому, что на ней могут присутствовать только верные. Другое название – Литургия Жертвы, поскольку центральным местом является принесение Бескровной Жертвы, совершение Евхаристии. Это самая важная часть Литургии. В начале этой части совершается пение Херувимской песни и Великий вход, во время которого Святые Дары переносятся из жертвенника на престол. Далее перед Анафорой (Евхаристической молитвой) все верующие вместе произносят Символ веры, свидетельствуя единство исповедания православной веры. Во время Анафоры священником произносятся тайносовершительные молитвы с призыванием Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары. Завершается Литургия верных общим причащением священнослужителей и верующих, в котором видимым образом свидетельствуется соборность и единство Христовой Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова

Жизнь в Церкви, является благодатным общением с Богом - любовь, единение и духовный путь к спасению. Что такое литургия известно не всем.

Божественная литургия – это больше чем молитва. Она представляет собой действие как общее, так и личное. Литургия включает в себя структуру, в которую входят молитвы и чтения страниц святых книг, праздничных обрядов и хорового пения, в которой все части связаны вместе. Понимание богослужения требует духовного и интеллектуального усилия. Без знания правил, предписания и устава сложно ощутить новую, чудесную жизнь во Христе.

История возникновения Божественной литургии

В час главного и самого важного для верующих богослужения совершаются Таинства Евхаристии, или . Таинство причащения совершено было в первый раз Самим Господом нашим. Это произошло в Великий четверг перед добровольным восшествием его на Голгофу за грехи наши.

В этот день Спаситель собрал апостолов, возвёл хвалебную речь Богу Отцу, благословил хлеб, преломил и раздал святым апостолам.

Совершение Таинства Благодарения или Евхаристию , Христос заповедал апостолам. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которую иногда представляют обедней, так как она начинается в рассветный час и служится до полудня, перед обедом.

Евхаристия - это Бескровная жертва, потому что жертву на крови за нас принёс на Голгофе Иисус Христос. Новый Завет отменил ветхозаветные жертвоприношения, и теперь, вспоминая жертву Христову, христиане приносят Богу Бескровную жертву.

Святые Дары символизируют огонь, сжигающий грех и скверну.

Бывали случаи, когда духовные люди, подвижники в час Евхаристии видели явление небесного огня, которые спускались на благословенные Святые Дары.

Происхождение литургии представляет собой Таинство Великого Святого Причащения или Евхаристию С древних времён получило именование литургия или общее служение.

Как сформировались основные литургические обряды

Обряд Божественной литургии сформировался не сразу. Начиная со второго века стало появляться особое проследование каждой службы.

  • В первое время апостолы совершали Таинство по тому порядку, который показал Учитель.
  • Во времена апостолов Евхаристию соединили с трапезами любви, в часы, которой верующие вкушали пищу, творили молитву и пребывали в братском общении. Преломление хлеба причащение совершалось после.
  • Позже литургия стала самостоятельным священнодействием, а трапеза выполнялась после совместного обрядового действия.

Какие бывают литургии

Разные общины стали складывать литургические чины по своему образу.

Иерусалимская община служила литургию апостола Иакова.

В Египте и Александрии предпочли литургию апостола Марка.

В Антиохии творили литургию святого просветителя Иоанна Златоуста и преподобного Василия Великого.

Единые по смыслу и исходному значению, они отличаются содержанием молитв, которые во время освящения произносит священник.

Русской Православной Церковью совершает три вида литургии:

Святителя Божьего, Иоанна Златоуста. Она проходит во все дни, кроме Великого . Иоанн Златоуст сократил молитвенные обращения Преподобного Василия Великого. Григория Двоеслова. Святой Василий Великий очень просил у господа разрешение творить Божественную литургию не по молитвослову, а своими словами.

Проведя шесть дней в пламенной молитве, Василий Великий удостоился разрешения. Православная церковь совершает эту литургию в год по десять раз:

  • Когда отмечается Христово Рождество и на Святое Крещение в Сочельник.
  • В честь празднования дня памяти святого, которое проходит 14 января.
  • В пять первых воскресений поста перед Пасхой, в Великий Чистый четверг и Великую Страстную Субботу.

Божественная литургия о Святых Преждеосвященных Дарах, составленная святителем Григорием Двоесловом, служится в часы святой Четыредесятницы. По правилам православной Церкви среда и пятница Великого поста знаменуются литургическими правилами Преждеосвященных Даров, которые при причастии освящаются в воскресенье.

В некоторых местностях Православные Церкви служат Божественную литургию святому апостолу Иакову. Это происходит 23 октября в день его памяти.

Центральной молитвой Божественной литургии является Анафора или многократное прошение к Богу сотворить чудо, которое заключается в приложении вина и хлеба, символизирующие Кровь и Тело Спасителя.

«Анафора», в переводе с греческого языка имеет значение «возношение». Во время произнесения этой молитвы священнослужитель «возносит» Евхаристический Дар Богу Отцу.

В Анафорах существует ряд правил:

  1. Praefatio – первая молитва, которая содержит благодарение и прославление Богу.
  2. Sanctus, переводится святой, звучит гимн «Свят…».
  3. Anamnesis, в латинском языке имеет значение воспоминание, здесь воспоминается Тайная Вечеря с исполнение таёных слов Христа.
  4. Epiclesis или призывание – призывание на лежащие Дары Святого Духа.
  5. Intercessio, заступничество или ходатайство – звучат молитвы о живых и умерших, воспоминанием о Богородице и святых угодников.

В больших храмах Божественная литургия происходит ежедневно. Продолжительность службы составляет от полутора до двух часов.

Литургии не проводятся в следующие дни .

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»:

  • Приготовление вещества для сотворения Евхаристии.
  • Подготовка верующих к Таинству.

Совершение Таинства, или действие освящения Святых Даров и Причастие верующих. Божественная литургия делится на три части:

  • начало таинства;
  • литургия оглашенных или некрещенных и кающихся;
  • литургия верных;
  • Проскомидия или принесение.

Члены первой христианской общины приносили хлеб с вином сами перед литургией для Таинства. Хлеб, который верующие употребляют во время совершения литургии, называется на церковном языке просфоры, что означает приношение . В настоящее время в Православном храме Евхаристия творится на просфорах, которое готовится из дрожжевого теста квасного замеса.

Таинства

В таинстве проскомидии применяется пять просфор в дань памяти о чуде насыщения Христом 5 тыс. человек.

Для причащения используют одну «агничную» просфору и проскомидия делается в начале обряда в алтаре при чтении часов. Провозглашение «Благословен и Бог наш», который предваряет 3 и 6 часы, связаны с пришествием Святого Духа к апостолам, распятие и смерть Спасителя Христа.

Третий час - начальный возглас проскомидии.

Литургия Часов

Божественная литургия часов представляет собой молитву, которую произносят от лица всего Народа Божия. Чтение молитвы часов составляет главную обязанность священников и тех, кто должен молиться о процветании Церкви. Литургию Часов зовут голосом Учителя Христа. Каждый верующий должен соединиться в хоровом хвалебном пении , которое в литургии Часов непрестанно возносится Богу. По церковным традициям Литургия Часов не является обязательной для прихожан, но Церковь советует мирянам участвовать в чтении Литургии Часов или самостоятельно читать Часы по молитвослову.

Современная церковная практика предполагает в Третий и Шестой час чтения совершение священником в алтаре проскомидии.

Проскомидия является важной и основной составляющей Божественной литургии, совершение её происходит на жертвеннике, потому, что Дары освящения несут особое символическое значение.

Священник копием вырезает кубическую форму из середины Агничной просфоры. Вырезанная часть называется Агнец и свидетельствует о том, что Господь, как Агнец непорочный по своей сути, положил себя на закланье за грехи наши.

Приготовление Даров имеет несколько главных значений:

  • Воспоминания о рождении Спасителя.
  • Его пришествие в мир.
  • Голгофа и погребение.

Приготовленный Агнец и части, которые вынимаются из других четырёх просфор, означают полноту небесной и земной Церкви. Приготовленный Агнец полагается на золотом блюде, дискосе.

Вторая просфора п редназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из неё вырезается частица треугольной формы и укладывается справа от частицы Агнца.

Третью просфору формируют как дань памяти:

  • Иоанну Предтечи и святых пророков,
  • апостолов и благословенных святителей,
  • великих мучеников, бессребреников и православных святых, которые памятуются в день совершения литургии,
  • праведных святых родителей Богородицы, Иоакима и Анны.

Две следующие просфоры для здравия живых и упокоения усопших христиан, для этого верующие в алтарь кладут записки и люди, чьи имена в них написаны, удостаиваются вынутой частицы.

Все частицы имеют определённое место на дискосе.

В завершении Божественной литургии, части, которые были вырезаны из просфор в час жертвоприношения, высыпаются священником в Чашу Святую . Далее, звучит просьба священнослужителя к Господу, отнять грехи у упоминавшихся во время Проскомидии людей.

Вторая часть или литургия оглашенных

В давние времена люди, для принятия святого крещения, должны были тщательно подготовиться: изучить основы веры, ходить в церковь, но на литургию попасть могли только до того момента пока Дары не перенесены с жертвенника на церковный престол. В это время оглашенные и отлучённые за грехи тяжкие от Таинства Святого , должны были выходить на притвор храма .

В наше время оглашения и подготовки к святому Таинству крещения нет. Сегодня людей крестят после 1 или 2 бесед. Но оглашенные, которые готовятся вступить в православную веру, есть.

Эта действо литургии именуется великая или мирная ектенья. Она отражает стороны человеческого бытия. Верующие кладут молитву : о мире, здравии святых церквей, храме, где проходит служба, молитвенное слово в честь епископов, и диаконах, о родной стране, властях и её воинах, о чистоте воздухов и изобилии плодов, нужных для пропитания и здравия. Просят помощи у Бога для путешествующих, больных и находящихся в плену.

После мирной ектеньи, звучат псалмы, которые носят называние антифоны, потому, что они попеременно исполняются на двух клиросах. При пении евангельских заповедей Нагорной проповеди, царские врата открываются, происходит малый вход со Святым Евангелием.

Священнослужитель поднимает Евангелие вверх , тем самым знаменует крест, говоря: «Премудрость, прости!», как напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Премудрость несёт в себе Евангелие, которое выносят из алтаря, символизируя выход Христа на проповедь с Благой вестью для всего мира. После этого происходит чтение страниц из Послания святых апостолов, или книги Деяния апостолов, или Евангелия.

Прочтение святого Евангелия завершает сугубая или усиленная ектенья . В час сугубой ектеньи, священнослужитель раскрывает антиминс на престоле. Здесь звучат молитвы о почивших, просьба Богу о прощении их грехов и водворении их в небесную обитель, где находятся праведные.

После фразы «Оглашенные, изыдите» не крещёные и кающиеся люди покидали храм, и начиналась основное таинство Божественной литургии.

Литургия верных

После двух коротких ектений хор исполняет Херувимскую песнь и происходит перенесение священником и диаконом освящённых Даров. В ней говорится о том, что вокруг Господа ангельское воинство, которое Его непрестанно прославляет. Это действо является входом Великим. Земная и небесная Церковь вместе совершают Божественную литургию.

Священнослужители заходят в царские врата к алтарю, устанавливает Святую Чашу и дискос на престол , накрывают Дары пеленой или воздухом и хор допевает песнь Херувимов. Великий вход - символ торжественного шествия Христа на Голгофу и смерть.

После того, как состоялось перенесение Даров, начинается просительная ектенья, которая готовит прихожан к важнейшей части литургии, к таинству освящения Святых Даров.

Все собравшиеся поют молитву «Символ веры» .

Хор начинает исполнять евхаристический канон.

Евхарические молитвы священника и пением хора вступают в чередование. Священнослужитель рассказывает об установлении Иисусом Христом великого Таинства причащения перед Своими добровольными страданиями. Слова, которые Спаситель говорил во время Тайной Вечери, воспроизводятся священником громко, во весь голос, указывая на дискос и святую Чашу.

Далее, идёт Таинство причащения:

В алтаре священнослужители дробят святой Агнец, занимаются причащением и готовят Дары для верующих:

  1. царские врата раскрываются;
  2. диакон выходит со святой Чашей;
  3. открытие церковных царских врат - символ отворения гроба Господня;
  4. вынос Даров говорит о явлении Господа после воскрешения.

Перед причащением священнослужитель читает специальную молитву, а прихожане повторяют текст вполголоса.

Все причащающиеся кладут земной поклон, складывают руки крестом на груди и возле чаши называют имя, полученное при крещении. Когда причащение состоялось необходимо поцеловать край Чаши и отойти к столу, где дают просфору и церковное вино , разбавленное горячей водой.

Когда все присутствующие причастились, чаша заносится в алтарь. В неё опускаются части, которые были вынуты из принесённых и служебных и просфор с молитвой Господу.

Затем священник читает благословенную речь верующим. Это является последним появлением Святых Даров. Затем они переносятся на жертвенник, что ещё раз напоминает о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения . В Последний раз верующие поклоняются Святым Дарам, словно Господу и приносят благодарность Ему за Причащение и хор исполняет благодарственную песнь.

В это время Диакон кладёт краткую молитву, вознося благодарность Господу за Святое Причащение. Священник складывает антиминс и напрестольное Евангелие на Святой Престол.

Возглашая громко окончание литургии.

Окончание Божественной литургии

Затем священнослужитель произносит заамвонную молитву, последний раз даёт благословение молящимся прихожанам. В этот час он держит крест лицом к храму и кладёт отпуст.

Церковное слово «Отпуст» происходит от значения «отпускать». Он содержит благословение и короткое прошение Бога о милости священнослужителем православного народа.

Отпусты разделяются не малые и великие. Великий отпуст дополняет поминовение святых, а также дня, самого храма и авторов литургии. В Отпусты праздников и Великих дней пасхальной недели: Чистого Четверга, Пятницы, Страстной Субботы происходит поминовением главных событий праздника.

Порядок отпуста:

Священник провозглашает:

  1. «Премудрость», что означает, будем внимательны.
  2. Затем, идёт обращение к Матери Пресвятой Богородице.
  3. Благодарность Господу за творимую службу.
  4. Далее, священнослужитель произносит отпуст, обращаясь к прихожанам.
  5. После этого хор исполняет многолетие.

Литургия и главное Таинство, которым служит Святое Причащение, является привилегией православных христиан. С древности предусматривалось еженедельное или ежедневное Причастие.

Желающий причаститься во время Литургии Святых Тайн Христовых, должен очистить совесть. Перед Причастием должен быть выполнен литургический пост . Смысл основного Таинства Исповеди описан в молитвослове.

К привилегии Причастия необходима подготовка

Усердно творить молит дома и как можно чаще присутствовать на церковных богослужениях.

Накануне самого причастия нужно посетить на вечернее Богослужение в Храме.

В канун причастия читают:

  • Последование, которое прописано в молитвослове для Православных.
  • Три канона и : канон покаянного ко Иисусу Христу нашему Господу, молебный Пресвятой Матушке Богородице и своему Ангелу-Хранителю.
  • Во время празднования Святого Воскресения Христова, который длится строго сорок дней, вместо них священник благословляет обращаться к Пасхальным канонам.

Перед Причастием, верующему нужно держать литургический пост. Он кроме ограничений в еде и питье, предполагает отказаться от разного рода развлечений.

В канун причастия, нужно с двенадцати часов пополуночи, исполнить полный отказ от пищи .

Перед причастием обязательна Исповедь, раскрыть душу Богу, покаяться и утвердиться в желании исправиться.

На исповеди следует поведать священнику обо всём, что лежит на душе тяжёлым грузом, но не оправдываться и не перекладывать вину на других.

Правильнее всего принять исповедание вечером , чтобы утром с чистой душой участвовать в Божественной литургии.

После Святого Причащения до часа, когда происходит целование напрестольного креста, который держит в руках священник, уходить нельзя. Следует с проникновением выслушать благодарственные молитвенные слова, которые много значат для каждого верующего.

Примечательно, что многие из тех, кто посещает богослужения, могут вовсе не понимать значения и глубокого смысла Божественной литургии. Слова, произносимые в песнопении, остаются также непонятыми. Пробел в знании такого рода лишает молитву осмысленности, поэтому, разговаривая с Богом – нашим Отцом Небесным – мы должны осознанно подходить к данному вопросу. Христиане должны понимать, что означают слова, которые они слышат и которые произносят.

Для многих посещение церкви становится чуть ли не подвигом в духовном смысле, ведь приходится долгое время ждать своей очереди на исповедь, а затем слушать непонятные речи церковника. На самом же деле, когда мы приходим в Церковь, то, по сути, оказываемся в Сионской горнице, где ждем своего часа духовного очищения.

Нужно быть готовым к православному богослужению, чтобы вместе со всеми, единым сердцем и устами, воспевать славу Господу. В этой статье будет раскрыт смысл и дано объяснение данной церковной службы , рассказано о её происхождении, о том, какие бывают разновидности, каким образом совершаются, каков порядок.

Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн

Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).

Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.

Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой . Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.

Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома - мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.

Что такое литургия в церкви

Это главное христианское богослужение, её ещё называют обедня — основа и центр всего церковного мира.

Цель этой священной традиции есть подготовка к таинству Евхаристии или Причащению, которое происходит в завершении службы.

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в Великий Четверг.

Это интересно: Великий четверг (иначе Чистый четверг, Страстной четверг) – это четвертый день Великой Седмицы. В этот день последователи христианской веры вспоминают Тайную вечерю. Именно тогда Иисусом Христом было совершено омовение ног апостолов и установлено таинство Причащения. Окруженный своими учениками Христос благословил хлеб, что есть Тело Его, и вино, что есть Кровь Его и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19).

Именно во время этого главного церковного богослужения происходит поминовение усопших по запискам «За упокой» и о здравии по запискам «О здравии», которые подают христиане. Подавать записки рекомендуется до начала службы, а лучше вечером - на вечернем богослужении.

Происхождение Православной Литургии

Как уже было сказано ранее, Евхаристия составляет основу литургического богослужения. В Древней Греции существовало такое понятие, как «Евхаристия».

В переводе с греческого на русский язык это слово означает «общее дело». Как свидетельствует история, после вознесения Спасителя на небо, апостолы в воспоминание о Нем совершали преломление хлеба.

В дальнейшем традиция передалась всем последователям данной религии. Христиане, приняв учение апостолов, также начали совершать это таинство, и делают это по сей день.

Сама служба со временем изменилась. Если вначале священнодействие производилось в том порядке, какой установился во времена Апостолов (когда причащение сочеталось с трапезами, молитвами и общением), то в современных реалиях литургия оказалась отделена от трапезы и превратилась в самостоятельный ритуал. Священнодействие стали проводить в церквях и храмах.

Какие бывают литургии

Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения. Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова.

Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками.

Хочется отметить, что в различных храмах служат сразу две службы - раннюю и позднюю. Первая, как правило, начинается около 7 часов утра, а вторая - в 10 ч. Службы проводятся в разных приделах, служат разные священники, исповедь бывает и в раннюю, и в позднюю обедню.

Сделано это для самих же прихожан - те, кто работает, могут посещать ранние службы, а так же матери и отцы семейств могут присутствовать на таких богослужениях без детей, а своих домочадцев приводить на позднюю службу. Таким образом каждый верующий христианин может насладиться молитвенным общением с Богом.

Литургия апостола Иакова

Данный чин относится к Иерусалимскому типу, составленному апостолом Иаковом. В 30-х годах чин был введен также в Русской православной церкви, однако, не в России, а за рубежом. Спустя 40 лет данная разновидность церковной службы получила распространение в Московском патриархате.

На сегодняшний день богослужение совершается в Православных церквях нашей страны по нескольку раз в год.

Отличием этого обряда от остальных ему подобных является способ проведения службы для мирян. Причащение Тела и Крови Христовой происходит раздельно: сначала вкушают хлеб из рук священника, а затем от другого служителя принимают Чашу Крови Христовой.

Такая служба совершается в день памяти Святого Иакова - 23 октября, а так же служится на Востоке и в некоторых российских храмах.

Литургия апостола Марка

Этот чин относится к классическому Александрийскому типу. К особенностям богослужения в данном случае относится лаконичность, выразительность, четкость.

Благодаря этим качествам обряд стал пользоваться большой популярностью сразу в нескольких странах – вначале его проводили в Александрии, затем в Египте, а после в Италии, Армении и в Сирии.

Проведение литургии заключается в том, что сначала осуществляется процессия священнослужителей (малый вход), затем идут возгласные молитвы.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Это одна из трех служб, совершаемых в Русской Православной Церкви, к числу которых относятся литургия святителя Василия Великого, на основе которой составлен чин Иоанна Златоуста, и литургия святителя Григория Двоеслава.

Богослужение проводится практически круглый год, за исключением некоторых особых дней.

Литургия святителя Василия Великого

Богослужение проводится 10 раз в году, в том числе на Рождество и на Крещение.

Порядок проведения и содержание службы, за некоторыми исключениями, совпадают с предыдущим чином.

Литургия святителя Григория Двоеслова

Данное богослужение также называется литургией Преждеосвященных Даров. Объясняется это тем, что Тело и Кровь освящаются во время данной службы, а затем прихожане и священнослужители причащаются ими.

Совершается Православный обряд в среду и в пятницу Великого поста.

Порядок совершения полной литургии и ее объяснение

Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».

Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.

После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.

Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.

Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.

Церковная служба состоит из трех частей:

  • проскомидии;
  • литургии оглашенных;
  • литургии верных.

К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.

Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.

Проскомидия

Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).

В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.

Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.

Литургия оглашенных

В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.

Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.

Литургия верных

Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.

Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.

Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть - не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь.

После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.

Заключение

Такова суть и порядок проведения Божественной службы. Каждый, кто причисляет себя к христианской вере, должен знать все о литургии и понимать смысл всех действ, чтобы вести диалог с Богом и сделать свою веру поистине осмысленной.

Проводится суточный круг общественных богослужений. Выделяют вечерние, утренние и дневные службы, которые в свою очередь также делятся на так называемые часы. Однако центральной частью всего суточного круга и самым значимым богослужением для православных верующих считается Божественная Литургия, что это такое и какие обряды принято совершать во время этой церковной службы, мы узнаем в этой статье.

Литургия – это не просто главное православное богослужение, а прежде всего – возможность вспомнить новозаветные времена, услышать об истории Спасителя, о его деяниях, а также почувствовать единение с Христом, стать частью всего того великого, во что мы свято верим.

Традиция проведения Литургии берет начало с Тайной вечери Иисуса Христа и его верных учеников. Именно тогда с разрешения Господа установилось таинство Евхаристии, и Спаситель поведал миру заповеди о христианской любви и смирении.

После вознесения Господня апостол Иаков составил первый чин для Божественной Литургии. А уже в IV веке священнослужитель Иоанн Златоуст написал и ввел в церковную традицию краткий вариант чина Литургии, которую ныне служат в православных церквях ежедневно, кроме дней Великого поста, Благовещения и Вербной недели (вход Господень в город Иерусалим).

"Почему же так важна Божественная Литургия и как она позволяет нам ощутить связь с Господом?" – спросите вы. Перед началом богослужения прихожане могут написать имена своих близких в специальных записках, и делается это для того, чтобы даже в молчании, в утренние часы, они могли помянуть своих родных и помолиться о них Господу. Эта традиция помогает верующим не только позаботиться о дорогих сердцу людях, но и стать ближе к Богу, ибо каждую минуту они укрепляются в своей вере, уповают на его милость и чудодейственную, животворящую силу. Во время же таинства Евхаристии христиане могут вкусить святой хлеб и вино, которые представляют собой Плоть и Кровь Христа Спасителя, в священный храм приходит Царствие Божие, а Дух Святой, соединяя Небеса и Твердь земную, возносит молящихся к обители Господней.

Состоит Божественная Литургия из трех основных частей.

  • Проскомидия. Название это происходит от греческого слова “προσκομιδή”, означающего "подношение", ведь во времена первых христиан именно хлеб, как самое ценное, приносили в храм в качестве приношений, пожертвований. Участие в этой части Литургии обязательно для всех прихожан и является главным условием для пребывания в храме. В эти моменты на жертвеннике в алтаре совершаются особые священнодействия, с помощью которых подготавливают 5 просфор (хлеб) в знак памяти о чудесном насыщении пятью хлебами и вино для таинства Евхаристии. Просфора олицетворяет единство Святой Троицы и представляет собой также три части души человеческой: мука как основа для бессмертной души, вода как символ Крещения и соль как мудрость и Слово Божие. По окончании всех приготовлений, священнослужитель, надевая все священные облачения, раскладывает частицы просфор в особом порядке и начинает молитву за всех святых, живых и почивших, а накануне окончания часов проводит каждение храма в знак божественной милости, любви и благодати, нисходящей на все человечество.
  • Литургия оглашенных. Эта часть богослужения названа именно так, потому что на ней разрешается присутствовать не только крещеным прихожанам, но и тем, кто только оглашен для Крещения, то есть готовится к обряду. Получив разрешение и благословение иерея помощник священника объявляет о начале службы, церковный хор начинает песнопения, вопрошая о милости Божьей и благоденствии. Затем священник, выходя на амвон (специальное возвышение, предназначенное для чтения Святого Писания и богослужебных речей), повествует присутствующим святое Евангелие. Завершается эта часть литургии истовой молитвой о близких (как живых, так и усопших) и об оглашенных.
  • Литургия верных. Это завершающая часть Божественной Литургии, во время которой обо всех верующих и совершают обряд причащения. Священник в молитве просит Бога о том, чтобы он ниспослал Святой дух на всех прихожан и на дары, которые возложили они на жертвенный алтарь. После причащения верующие запивают причастие святым вином, соединенным с теплой водой, дабы не оставить при себе часть даров Господних, а в последний раз упоминают всех своих родных и близких. Завершается литургия Отпустом – благословением молящихся.

Отвечая на вопрос о том, сколько длится литургия, стоит отметить, что Божественную Литургию принято проводить в предобеденное время между 6-м и 9-м часом, что соответствует полудню и трем часам пополудни. Однако в наше время, 9-й час служится крайне редко, а длительность службы регулируется традициями отдельного региона и храма.