Церкви и монастыри в абхазии. Православный паломник Свято троицкий монастырь сухум

Паломники из г. Чаплыгина на этот раз отправились в дальнее и продолжительное путешествие. Целью поездки стала Абхазия. Отправились мы туда на поезде, который доставил нашу группу в столицу Абхазского государства - Сухум. Сам город, да и вся страна, которую мы наблюдали из окон вагона, говорили о той войне, которая закончилась почти два десятка лет назад. Обстрелянные, разрушенные и опустевшие жилые дома, многоэтажки и хозяйственные постройки безмолвно виднелись на фоне величественных гор. В противоположных окнах мы видели манящее море. Два дома, в которых мы разместились, располагались неподалеку от побережья, которое в этих местах необычайно чистое и красивое.



Утром следующего дня мы отправились в монастырь, который носит название Новый Афон. Монастырь был основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона со святой горы Афон. Главный храм монастырского комплекса, расположенного на 75 метровой высоте над уровнем моря - Пантелеймоновский собор, построенный в ново-византийском стиле в 1888-1900 годах. На сегодняшний день это самый крупный собор Абхазии.

Новый Афон был построен у древнего храма (который на данный момент закрыт на реконструкцию) одного из 12 апостолов - Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Он первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Поднимаясь в пещеру, мы узрели камень, на котором св. Симон проповедовал Христа, а чуть дальше находится лобное место, где апостол принял мученическую кончину. В пещерной келье мы прочли канон св. Симону Кананиту.




После обеда нас ожидал подъем на высокую Иверскую гору, высота которой составляет 344 метра над уровнем моря. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, остатки хорошо укрепленного городища Анакопия VI веке н.э.. Крепость стояла на самой вершине горы. Есть храм зального типа, построенный, вероятно, в VI-VII веках.



Храм издавна знаменит тем, что в нем на протяжении многих веков, начиная с VII века, хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно как и когда попавший на вершину горы. Средневековые рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом. Новоафонскими иноками в 1913 г. была построена ныне разрушенная часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная со Свято - Пантелеимонова монастыря - Старый Афон, Греция. В честь иконы гора названа Иверской. Дорога в гору занимает около часа и для более легкого восхождения устроена серпантином с 12-ю коленами. По благочестивой традиции на каждом из колен читается кондак и икос из акафиста Божией Матери. Наше восхождение завершилось на башне Анакопийской крепости общим пением «Взбранной Воеводе Победительная».


Каманы - село находящееся неподалеку от Сухума и стертое с лица земли во время Грузино-Абхазского конфликта. Христианская история связывает его с именами двух великих святых. Здесь в 407 году, на пути из Кукуза в конечный пункт ссылки - Питиунт (ныне Пицунда), окончил свои дни Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца, и в дождьи в зной, совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель отошел ко Господу.



А в IХ веке состоялось третье обретение главы его небесного покровителя - Иоанна Претечи. После второго обретения честная глава была перенесена в Константинополь, а во время иконоборческой ереси привезена в Каманы и скрыта там, в земных недрах до времени царствования св. Феодоры (ок. 867). После восстановления Православия святителю Игнатию, патриархуКонстантинопольскому, было открыто в видении место, где скрыта святыня. Честная глава Предтечи была в третий раз обретена в указанном месте около 850 г. Сейчас к месту обретения главы великого пророка и крестителя Господня Иоанна ведет металлическая лестница, сваренная из арматуры и насчитывающая около 700 ступеней.


В Каманах расположился монастырь начала ХХ века. Эта обитель принадлежала Православной Церкви в России, именовалась она Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь. Когда-то здесь проживали более ста насельниц, на средства обители содержались больница и школа для абхазских девочек-сирот. В 2001 году, после долгого перерыва, монашеская жизнь возобновилась, теперь это мужской монастырь Иоанна Златоуста с немногочисленными насельниками. Главная монастырская святыня - каменная гробница великого святителя, в которой его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь.


Крутая горная тропа ведет к храму IV века св. Василиска Каманского. До нашего времени дошли только фрагменты стен этой древней базилики. Но недавно рядом с тем местом появилась миниатюрная церковь. Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона. Он был отправлен в Каманы, где содержался в темнице и готовился к предстоящему мученическому подвигу. Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Святому Василиску отсекли голову, а тело его бросили в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли.


Отдохнув день на море, мы поехали в Илор - селение неподалеку от границы с Грузией. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменит местный храм во имя св. Георгия Победоносца тем, что был построен в XI веке на месте, где по благочестивому преданию стоял шатер св. Георгия. В храме уникальный каменный престол, около 12 - ти обильно мироточивших икон, а образ Пресвятой Богородицы в иконостасе кровоточит. Кровь исходит из руки Божией Матери. Поклонились и св. мученику Евстафию Апсилийскому. Он стал первым абхазом, святость которого была признана всей Христианской Церковью. В храме нами был прочитан акафист великомученику Георгию Победоносцу. Испив прохладной воды из святого колодца, паломники устремились в обратный путь.


В субботний вечер и воскресное утро Чаплыгинцы молились за всенощным бдением и Божественной литургией в Благовещенском Кафедральном соборе г. Сухум.


В один из последних дней нашего пребывания в Абхазии мы посетили Гагры и Пицунду. В Гаграх мы помолились в храме Ипатия Гагрского. Определить время жизни этого абхазского святого, подвизавшегося в Гаграх, представляется практически невозможным. Судя по тому, что имя этого святого связано с Гагринским храмом, можно допустить, что этот храм был построен на месте погребения св. Ипатия, или же, скорее всего, перестроен в его честь. Видимо, мощи св. Ипатия также покоились в этом храме.

В Пицунде мы встретились с православной писательницей Натальей Сухининой, которая вот уже много лет подряд проводит теплое время года в своем доме на побережье. Гостеприимно приняв нас всех, Наталья Евгеньевна рассказывает о традициях Абхазии, показывает домовой храм и угощает спелым арбузом с собственной бахчи. Сердечно поблагодарив Наталью за теплый прием, мы оказываемся на песчаном пляже Пицунды, и конечно же не можем упустить возможность отдохнуть в этом прекрасном месте. В Сухум возвращаемся уже затемно.


В последний день с некоторой грустью собираем чемоданы и покидаем страну души. Эта прекрасная земля по-абхазски называется Апсны, что в переводе как раз таки означает - страна души.



1. Храм в с. Гечьрипш.
2. Храм в с. Хашупса (VI век).
3. Базиликальный храм в п. Цандрипш (VI век).
4. Храм в с. Ачымарда.
5. Храм в устье реки Бегерепста (Холодная речка).
6. Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх (VI век).
7. Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха).
8. Храм Преображения Господня г. Гагра (XX век).
9. Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда (X век).
10. Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда.
11. Комплекс храмов в Пицунде (IV - VII века).
12. Храм в Сосновой роще п. Пицунда (VI век).
13. Храм в с. Лдзаа (IV - V века).
14. Храм Ахаш-ныха в Алахадзы (VI век).
15. Храм Богородицы на Бзыбе (X век).


Гудаутский район

1. Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа).
2. Наскальный монастырь в с. Отхара (X век).
3. Храм в с. Джирхуа.
4. Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора.
5. Храм Марии Магдалины в с. Бамбора (XIX век).
6. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута (XX век).
7. Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны (VI век).
8. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны (IX - X века).
9. Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год).
10. Храм в с. Дурипш.
11. Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара).
12. Храм Гудил-иху в с. Хуап.
13. Второй храм Амбара в с. Хуап.
14. Третий храм в с. Хуап.
15. Храм в с. Куланурхуа.
16. Храм Мсыгухуа в с. Приморское.
17. Храм в с. Кутидзра (Аацы).
18. Храм св. ап. Симона Кананита в Н. Афон (IX - X века).
19. Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне (VII - XI века).
20. Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон).
21. Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год).
22. Храм св. Георгия Победоносца в с. Анухва.
23. Храм ап. Андрея Первозванного в с. Анухва.
24. Храм Ачануа в с. Анухва.
25. Храм Аквача в с. Анухва.
26. Храм в с. Веселовка (Анухва).
27. Храм св. Иоанна Крестителя в с. Анухва (XIX век).
28. Монастырь св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон (1875 г).
29. Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год).
30. Храм св. ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год).
31. Храм Всех святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год).
32. Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год).
33. Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря.
34. Храм иконы Богоматери "Избавительница" на территории Новоафонского монастыря.
35. Часовня святого Александра Невского (XIX век).
36. Грот св. ап. Симона Кананита.
37. Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе.


Сухумский район

1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 год).
2. Храм св. Георгия Победоносца на территории гостиницы "Аитар".
3. Октогональный храм в районе развалин Себастополиса (V век).
4. Второй храм в районе развалин Себастополиса (VI - VII века).
5. Храм на Сухумской горе.
6. Храм в с. Басла.
7. Монастырский храм в с. Басла.
8. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа.
9. Храм Преображения Господня в с. Яштуха (XX век).
10. Храм в с. Верхняя Яштхуа.
11. Храм в с. Гумиста.
12. Храм в с. Абыгрдзых в Верхней Эшере.
13. Монастырь святого Иоанна Златоуста в Команах.
14. Храм св. Иоанна Златоуста в Команах.
15. Храм священномученика Василиска Команского в Команах.
16. Храм на горе Гумбиху.
17. Храм Илии Пророка в окрестности Коман (1910 год).
18. Храм св. Андрея Первозванного в окрестности Коман (1894 год).
19. Храм в с. Шрома.
20. Храм в с. Келасур.
21. Вторая церковь в с. Келасур.
22. Святой источник священномученика Василиска в Команах (IV в).
23. Место Третьего обретения главы Иоанна Крестителя (IX век).
24. Наскальные монашеские кельи в с. Басла.


Гульрипшский район

1. Храм Илии Пророка в п. Агудзера (??? век).
2. Успенский собор в п. Дранда (VI век).
3. Храм святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы).
4. Храм св. Пантелеимона в окрестности Дранд.
5. Храм архангела Гавриила в с. Дранда.
6. Храм в с. Георгиевская.
7. Храм в с. Владимировка (??? век).
8. Храм в с. Багмаран.
9. Храм в с. Азанта.
10. Храм в с. Амткьал.
11. Крепостной храм в с. Чхалта.
12. Храм в с. Лата.
13. Храм в с. Мархеул.
14. Храм в с. Герзеул.
15. Крепостной храм с. Герзеул.
16. Храм в с. Октомбери.
17. Второй храм в с. Октомбери.
18. Третий крепостной храм в с. Октомбери.
19. Храм в с. Полтавка.
20. Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка.
21. Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда).
22. Вторая крепостная церковь, там же.
23. Храм в п. Марамба.
24. Храм в с. Юрьевка.
25. Храм на горе Апианча.
26. Храм на горе Адагуа.
27. Храм в с. Наа.
28. Церковь в крепости Цебельда (VI век).
29. Вторая церковь в крепости Цебельда (VI век).
30. Третья церковь в крепости Цебельда (VII век).
31. Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи.


Очамчирский район

1. Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
2. Храм в с. Адзюбжа (XIX век).
3. Храм в с. Атара (XIX век).
4. Храм в с. Кындга.
5. Храм Тлут в с. Тхина.
6. Второй храм в с. Тхина.
7. Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
8. Храм в с. Кутол (XIX век).
9. Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
10. Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
11. Храм Пскал в с. Джгьарда.
12. Храм Гурчух в с. Джгерда.
13. Храм в п. Джгаруалу.
14. Храм в с. Гуада-Ахуца.
15. Храм в п. Амзара.
16. Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
17. Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век).
18. Храм в с. Беслаху.
19. Храм в с. Джал.
20. Храм в с. Меркула.
21. Храм в с. Отап.
22. Крепостная церковь в с. Члоу.
23. Храм в п. Андроу.
24. Храм в с. Гуп.
25. Храм в с. Акуаскьа.
26. Храм в с. Заган.
27. Храма в с. Гудаа.
28. Второй храм в с. Гудаа.
29. Гюэносский храм в Очамчирах (VI век).
30. Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век).


Ткварчальский район

1. Лашкиндарский храм.
2. Храм в г. Ткварчал.
3. Домовая церковь в честь иконы Богоматери "Скоропослушница".
4. Бедийский собор (X век).
5. Второй храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
6. Третий храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
7. Храм в с. Чхортол.
8. Храм в с. Аджампазара.
9. Второй храм в с. Аджампазара.
10. Храм Джгериан-Абаа в с. Джгериан (Река).


Гальский район

1. Храм св. Георгия Победоносца с. Чубурхинджи.
2. Храм в с. Гумуриш.
3. Часовня в с. Гумуриш.
4. Крепостная церковь в с. Мухури.
5. Храм в с. Набакеви.
6. Храм в с. Саберио.
7. Храм в с. Речхо-Цзири.
8. Храм в с. Царче.
9. Храм в с. Зени.


РЕЗЮМЕ:

Гагрский район - 14 храмов.
Гудаутский - 32 храма.

Сухумский - 20 храмов.

Гульрипшский - 30 храмов.

Очамчирский - 30 храмов.

Ткварчальский - 10 храмов.

Гальский - 8 храмов.


Итого: 144 храма (в это число входят и монастырские храмы), два монастыря, два наскальных монастыря, две часовни, четыре чтимых грота, два святых источника.

Здесь не перечислены деревянные храмы, они полностью уничтожены. Их количество достигало приблизительно 20 храмов. В среднем общее количество храмов на территории Абхазии в прошлом достигло до 160 храмов. Большинство из этих храмов представляют собой развалины.

По материалам Официального Сайта Абхазской Православной Церкви. Статья взята с сайта: http://aiasha.ru

К 2003 году игумении Серафима и Херувима уже более 10 лет успешно возглавлявляли женские обители Мордовии. Игумения Серафима в 2001 г Указом Президента Российской Федерации о награждении государственными наградами Российской Федерации награждена орденом почета за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

В 2003 году обе игумении были поставлены правящим архиереем архиеп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) перед выбором: он в ультимативной форме предложил либо согласиться с его позицией по вопросу принятия ИНН, либо уходить из обителей.
Сестры, конечно, не могли ослушаться своего духовника схиигумена Санаксарского монастыря Иеронима (Верендякина, +2001г.), который категорически не благословил их перед своей кончиной принимать регистрационные номера ни лично, ни на обитель.

После его кончины игумении обратились к архим. Кириллу (Павлову), который полностью подтвердил благословение их прежнего духовника. Оба старца известны своей праведностью и святостью, поэтому их благословение матушки не дерзнули нарушить.

Более того, архим. Кирилл указал матушкам на их ответственность перед Богом за спасение вверенных им душ, если эти монашествующие в итоге уйдут в мiр. Именно он дал им благословение не оставлять сестер.

Ушли игумении с сестрами в никуда. Приняли их добрые люди в одном из поселков Подмосковья (руководитель Промсвязьбанка поселил их на частной территории бывшего пионерлагеря). Но и здесь их не оставили покое, как говорится, отдали в разработку в стиле 30-х гг. прошлого века. В место их проживания к ним постоянно стали наведоваться с «проверками» представители районного ОВИРа, сотрудники ФСБ, участковый, начальник уголовного розыска района, начальник по делам несовершеннолетних. Поскольку монахинь обвинить было не в чем, им приписали незаконное проживание и мошенничество. Незаконным их пребывание на территории района посчитали и представители районного ОВИРа, отказав им во временной регистрации по старым паспортам. К травле активно подключились и благочинные Подмосковных округов.

Архим. Кирилл (Павлов), чтобы сохранить церковный мир, попросил взять сестер и матушек под свой святительский омофор правящего архиерея Тульчинской и Брацлавской епархии епископа Ипполита (Хилько), что тот и сделал, объяснив свою позицию в письме: "Отказ от принятия идентификационного номера лично или на обитель, а также вынужденный уход из монастыря не является вызовом Священноначалию нашей Церкви, или разрывом с Церковью, а только лишь канонически справедливым несогласием с решением епархиального Архиерея навязывать гражданские мероприятия в жизнь Церкви и за их неисполнение применять прещения".
Владыка Варсонофий вместо того, чтобы править словом Святой Христовой Истины и принимать решения в отношении церковнослужителей, руководствуясь канонами Церковного права, своим внутренним указом, без созыва епархиального суда, снял с должности настоятельниц монастырей, назвав в дальнейшем матушек с сестрами "самочинным сборищем, деградирующим в сторону раскола".
Между тем, необходимо было произвести судоразбирательство последовательно в двух церковных инстанциях: первая из них - Епархиальный суд, Постановления которого только лишь после судебного разбирательства и утверждения членами судебной комиссии должны передаваться далее. Вторая инстанция - судебная Комиссия Священного Синода, Постановления которой должны передаваться на утверждение Патриарху (Устав РПЦ 7 гл., 23 ст.). Минуя все это, владыка перевел игумению Херувиму на другую должность, игумению Серафиму на покой, а сестер велел распустить из-за того, что они не хотели идти ко вновь назначенным настоятельницам. Что и повлекло уход из Мордовии двух монашеских общин. Также ушли и некоторые из братии мужских монастырей.

По прибытии в Абхазию в 2003 г. сестры обратились к Управляющему Сухумо-Абхазской епархией - иерею Виссариона Аплиаа с просьбой дать разрешение находиться на административно-канонической территории г. Сухум. Они предоставили о. Виссариону письмо от епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита, в котором удостоверяется, что сестры находятся под его святительским омофором и что они не сектанты и не раскольники. Более того, в беседе с о. Виссарионом сестры объяснили, что они выехали из России по благословению известного духовника архимандрита Кирилла (Павлова). Отец Кирилл в России, да и не только в России, но и во всём мире очень уважаемый человек, он является духовником Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия. Сам о.Виссарион неоднократно бывал у о.Кирилла, очень уважает его и о.Кирилл всегда выражал ему свою любовь. Поэтому о.Виссарион поступил очень мудро и дал своё благословение на проживание.
Так в окрестностях Сухума появилось два русских женских монастыря: Свято-Троицкий (иг. Херувима) и Параскево-Вознесенский (иг. Серафима).
Кроме этого, игумения Серафима возле Псху - самого труднодоступного горного села Абхазии - основала скит монастыря.
Псху - село историческое, тут подвизались русские имяславцы, тут воссиял подвиг новомученичества в дни богоборческого гонения в 1930-х гг., когда часть монахов была расстреляна, а 250 насельников арестованы, депортированы из Псху и многие приняли мученическую кончину от потопления в Черном море. В дальнейшем были разрушены и все церкви. Литургическая жизнь в этих местах прекратилась: ближайший храм располагался в г. Сухуми в двух днях конного пути от Псху по горным тропам. Но это место по-прежнему притягательно для ищущих пустынного монашеского жития. Сейчас Псху - русское село, там проживает около 170 человек, имеется аэродром с травяным покрытием. Село находится на высоте 760 метров над уровнем моря. Дороги, связывающие село с внешним миром, ведут через горные перевалы Анчха и Гудаута высотой 2030 метров, преодолеть которые под силу далеко не каждой машине, а 8 месяцев в году сюда можно долететь только при помощи малой авиации.

Сестрам из Мордовии разрешили поселиться в старинном горном селении Бирцхи (в районе Гулрипш), в котором никогда не было храма, стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно…
Вот как рассказывает о посещении сестер в 2011 г. самарский священник Сергий Жихарев:
"В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель... приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную. С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…"

В монастыре игумении Херувимы 60 сестер.

Выше на склоне горы, которая ещё не полностью разминирована (из-за грузино-абхазского конфликта) живут и отшельницы, которые изредка спускаются к ним и заходят в храм помолиться. Одной около 75 лет, второй за восемьдесят (одна отшельничает 35 лет, другая — сорок). Есть и монахи-отшельники - "крайняя точка, куда можно добраться на транспорте (автомобиле или лошади), находится очень далеко от их келий. Дальше приходится идти пешком целых десять часов. И вот они курсируют по этому маршруту, на себе груз носят иногда до сорока килограммов. Макароны несут на себе, крупу".

В 2014 г. в Псху был выстроен храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

Скажем немного о монастырским ските в Псху. Архитектор храма в Псху так описывает посещение скита игумении Серафимы: "Мы заходим в скит матушки Серафимы. Хозяйство это состоит из нескольких скромных домиков, в которых проживают инокини и послушницы. Нас встречает старшая сестра и ведет во двор, затененный виноградником, плетущимся по решетчатому каркасу. Несколько молодых сестер, собирающих виноград на высоте 3-4 метра, увидев батюшку, встрепенулись, словно птицы и радостно приветствуют его, спустившись с лестниц, берут благословение. Сестра, усадив нас за стол, угощает чаем с медом и фруктами. Она говорит, что большинство сестер сейчас находятся у матушки Серафимы в монастыре, а оставшиеся здесь заняты на уборке винограда. Сестра, показав нам на стеклянные бутыли с недавно законсервированными овощами, фруктами и соками, сообщает: «Большую часть года мы полностью отрезаны от мира и, что заготовим, то и будет нас кормить. Грибы и ягоды мы уже заготовили, картофель и другие овощи также собрали». Сестра поинтересовалась последними событиями, произошедшими в Сухумско-Абхазской епархии. Батюшка смиренным, тихим голосом поведал о решении наместника о. Виссариона войти епархией в состав Московского Патриархата. «Мы здесь как в космосе, никакой информации,- сказала сестра. «Наш старец, отец Рафаил Берестов, благословил не пользоваться современными паспортами, имеющими знаки сатаны, поэтому мы даже здесь находимся нелегально, втайне от властей. Но, слава Богу, именно это и укрепляет наш дух и веру. Наш батюшка Рафаил сейчас на Афоне в Греции молится о нас".
Вот так живут и трудятся истинные подвижницы, чающие монашеского жития. Суровый устав, пост по Типикону, исповедание помыслов… Молитва Иисусова за мiр и за Россию льётся из их сердец в этих пустынных благословенных местах.

Увидеть редкий фотоснимок игумении Херувимы и почитать ещё один отзыв о встрече с пустынножителями гор Абхазских можно здесь.

«Возведение этого храма относится к далекому 6-му веку, расположен он на территории абхазского села Цандрипш. Религиозное сооружение состоит из базилики с тремя нефами. До глубины души поражает мастерс...»

«Недалеко от Сухума в Абхазии в селе Драна находится самое древнее сооружение Кавказа - храм, построенный в византийском стиле еще в VI веке нашей эры. Сооружение было возведено из кирпичей и бул...»

«Это один из самых старых храмов Абхазии, построенный для людей, исповедующих православие. Начало строительства датируется 10-11 веками. Несмотря на свой почтенный возраст, сооружение великолепно сохра...»

«Первые упоминания о храме Святого Ипатия Гагрского относятся к 6-му веку нашей эры. Церковное здание существовало и до этого времени, но называлось именем Покрова Богоматери. Но религиозную святыню пе...»

«Этот монастырь был возведен не так уж давно, по историческим меркам - в самом конце 19-го столетия. А вот фундамент, лежащий в его основании на много веков старше. Специалисты датируют эти плиты...»

« Абхазский город Новый Афон славится своими монастырями. Но наибольшее количество паломников привлекает, конечно, Новоафонский монастырь, построенный возле подножья горы. Мужская обитель была пос...»

«Село Каманы располагается в 15 км от столицы Абхазии города Сухум. Изначально оно называлось Гума. Но в 1884 году греческий археолог Вриси, посетивший село, и исследовавший развалины древнего храма, п...»

«Илорская церковь, как можно без труда догадаться, стоит в селе Илор. Это пригород другого населенного пункта, Очамчира. В 1638 году сооружение было варварски разрушено, но довольно скоро восстановлено...»

«Бедийский храм построили специально в честь Влахернской иконы Богоматери. Произошло это знаменательное событие в 10-ом веке нашей эры. Храм назван в честь одного абхазского села, но находится на терри...»

«Этот храм находится в абхазском селе Моква, относящемуся к Очамчырскому району страны. Он уникален тем, что является единственным дошедшим до нас средневековым крестово-купольным сооружением, состоящи...»

«Этот храм относится к 10-11 векам нашей эры и с полным правом числится в списке самых известных абхазских достопримечательностей. Мюссерский храм - это ведь не только религиозная святыня, но и з...»

«Поселок Псху располагается в долине с тем же названием, затерянной между двумя горными хребтами, Бзыбским и Главным Кавказским. Это довольно отдаленные территории страны, находящиеся на высоте в 760 м...»

«Это религиозное сооружение находится в красивейшем уголке Нового Афона. Внешне храм Симона Кананита выглядит как здание небольшого размера из тесаного камня белого цвета. Опорой для крыши и купола слу...»

«Эти достопримечательности расположены неподалеку от крошечного абхазского села Гума. Достаточно спуститься к протекающей внизу реке Гумиста и дойти до развилки. Если вы свернете направо, то попадете в...»

Конференция «Духовные скрепы» включала в себя работу многих секций по разным направлениям. Работу одного «круглого стола» мы попросили прокомментировать друга нашей редакции кандидата медицинских наук иеромонаха Антипу (Авдейчева).

21 мая по приглашению профессора, заведующего кафедрой общей и социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Гарника Владимировича Акопова я принял участие в работе секции «Социальная напряженность в современном мире: религиозные, этноконфессиональные, правовые аспекты». И выступил с докладом «Особенности религиозного сознания у русских в Абхазии». Главное в моем выступлении - показать связь между социальной напряженностью и особенностями религиозного сознания. Эту связь я постарался раскрыть на примере близкой к нам Абхазии. Почти год я находился в Сочинском подворье Валаамского монастыря, которое расположено возле самых границ с Абхазией. Мы жили настолько близко от Абхазии, что возникшее там социальное напряжение невольно затрагивало и нас. Я стал свидетелем внутриполитического кризиса, протекавшего с апреля по август 2014 года в Абхазии. В конце мая произошли массовые митинги, были захвачены правительственные здания в Сухуме. Потом была смена главы государства и республиканской исполнительной власти. Благодаря сдержанности противоборствующих сторон кровь в Абхазии не пролилась! В результате напряженных переговоров при участии российских посредников и во избежание кровопролития президент республики Александр Анкваб 1 июня прошлого года объявил о своей отставке. Через два месяца был избран новый президент - Рауль Хаджимба. Что же тогда произошло? По мнению многих аналитиков, в Абхазии проведена попытка организовать майдан по образцу киевского. Однако в Абхазии это не удалось. Организаторы этой смуты не учли особенностей сознания местных жителей. Феномен пролитой «первой крови» у народов Кавказа столетиями неизбежно перерастал в длительную кровную месть между родами. Поэтому местные жители обладают своего рода мощным иммунитетом и особым чутьем на подобный ход событий. И вот в результате двухмесячный кризис завершился цивилизованным переизбранием президента. В республике воцарилось спокойствие.

Казалось бы, какая у всего этого связь с религией? Но она есть. Я проанализировал ситуацию в Абхазии и вот к каким выводам пришел.

Религиозная карта Абхазии разнообразна и представлена христианами (64%, как правило, Православными); мусульманами (14%, как правило, суннитами). Есть незначительный процент атеистов и приверженцев так называемой абхазской религии. Христиане в Абхазии не всегда следуют строго установлениям Церкви. Многие из крещеных абхазов не знают своего христианского имени. Мусульмане слабо исполняют законы шариата. Все религиозные (христианские и мусульманские), а также государственные праздники отмечаются совместно представителями разных религий, которые объединяются за одним общим праздничным столом, нередко с совместными абхазскими молитвами и приношениями из вина и плодов. Самый распространенный тост: «за единую абхазскую нацию». Никто себя здесь не делит ни по национальному, ни по религиозному признаку. Люди ощущают свое единство, нет даже намека на рознь.

Казалось бы, духовная размытость должна была привести к серьезному кризису наподобие майдана. Но ведь этого не произошло. Почему? Мне ничего не оставалось, как искать духовные причины. Некоторые из них лежали на поверхности. Вспомним, что это древняя Христианская земля. Здесь проповедовали Апостолы Симон Кананит (согласно местному преданию, он здесь же и претерпел мученическую кончину), Андрей Первозванный. Здесь закончил свой жизненный путь великий Святитель Иоанн Златоуст. В этих краях принял мученическую кончину за Христа святой Василиск Команский. Все это и по сей день оказывает влияние на духовную жизнь Абхазии, создает особую атмосферу.

В конце 1960-х годов была разгромлена Глинская пустынь, последняя обитель на территории СССР, поддерживавшая дух старчества. И некоторые глинские старцы переехали в Абхазию. Это старцы схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Адриан (Лукаш). Они поселились в глубине Кавказских гор, в малодоступных районах на территории Абхазии. Об этом можно прочесть в книге монаха Меркурия «В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя», изданной в 2007 году при участии игумена N. (игумена Ефрема Виноградова-Лакербая, настоятеля Сочинского подворья Валаамского монастыря). Более пятнадцати лет эти великие молитвенники подвизались в горах. Они оставили после себя духовную поросль. Мне довелось познакомиться с одним из последних свидетелей жизни этих старцев - монахом Константином (Ковальчуком). Он и сейчас подвизается как раз в тех местах, где раньше стояли кельи глинских старцев. Отец Константин уже 42 года живет в этих горах. В начале 1970-х годов он ушел сюда с Украины. Отец Константин по образованию врач-невропатолог. Он окормлялся у схиархимандрита Серафима (Романцова).

Тогда я мучительно искал ответ на сложные духовные вопросы и никак не находил. И вот на Покров Божией Матери в прошлом году мне удалось встретиться с отцом Константином. Он редко спускается с гор, но тогда он около недели был в Сухуми, и я его там застал. Это непередаваемое, удивительное ощущение, когда ты имеешь дело с молитвенником. К кому я только не обращался со своими вопросами! Объехал нескольких наших старцев, был и в Раифском монастыре, и в Санаксарах, и в Болгарах. И только все больше и больше запутывался. А тут во время разговора с отцом Константином как будто целостная картинка из пазлов сложилась. Все вдруг встало для меня на свои места. Я сразу успокоился, ответ был найден.

Сегодня абхазские отшельники по-прежнему живут высоко в горах. Крайняя точка, куда можно добраться на транспорте (автомобиле или лошади), находится очень далеко от их келий. Дальше приходится идти пешком целых десять часов. И вот они курсируют по этому маршруту, на себе груз носят иногда до сорока килограммов. Макароны несут на себе, крупу. И традиция отшельничества благодаря их подвигу продолжается.

Эти пустынножители духовно окормляют два наших монастыря, переехавшие в Абхазию из Мордовии. Это монастырь в честь Святой Троицы и второй монастырь - Параскево-Вознесенский. В Свято-Троицком игумения Херувима, а в Параскево-Вознесенском игумения Серафима. Херувима и Серафима... Практика Иисусовой молитвы идет и в горах, в скитах, разбросанных всюду по этой горной республике. Там русские скиты в основном. Есть «рафаиловцы», духовные чада иеромонаха Рафаила (Берестова) - сам он сейчас подвизается на Афоне. Бывает, живут в скиту по два-три человека. И вот эти тихие подвижники - те самые праведники, которые вымаливают весь народ Абхазии. Да, там планировалась политическая катастрофа, кровопролитное противостояние, но этого не случилось. Нашлись в горах те «десять праведников», ради которых Господь сохранил мир и спокойствие в этом краю. Противостояние неожиданно стихло.

Этот опыт нужно изучать и использовать в России.

На заседании секции выступил кандидат исторических наук Вячеслав Викторович Шарапов, он говорил уже про наш регион, про Поволжье. Главный вывод его выступления такой: у нас в регионе нет глубоких противоречий между народами, религиями и даже социальными группами. И без внешнего воздействия этот наш мир на региональном уровне невозможно расшатать. Поволжье - это как гранитный камень на пути у тех, кто мечтал бы устроить у нас в России майдан по типу киевского. Все эти грязные политтехнологии у нас в регионе сработают в самую последнюю очередь. Такой вот оптимистический прогноз сделал исследователь. Ведь этническое сознание в Поволжье сложилось несколько столетий назад, и в нем нашлось место всем давним обитателям этих мест - русским, татарам, мордве, чувашам... Все это сложилось в сложный и очень устойчивый конгломерат, который будет нелегко разрушить.

Меня порадовало выступление и последующее общение с приехавшим из Владивостока заведующим кафедрой философии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН доктором философских наук Андреем Владимировичем Поповкиным. Он глубоко Православный, и не только по фамилии! Он говорил и об Украине, но под очень неожиданным углом зрения. На наших глазах произошло вторжение войны в массовое сознание. На Дальнем Востоке уже обычные домохозяйки спорят о полевых командирах на Донбассе, о линии фронта, о нарушениях перемирия... Эти темы сейчас волнуют буквально всех! А ведь все-таки регион у них там географически очень далеко находится от Украины, и между тем... Андрей Поповкин обоснованно говорит об изменении массового сознания под влиянием этих трагических событий. Сейчас в связи с событиями на Украине большим интересом пользуется сравнительно давно изданная книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Эту книгу нужно изучать очень серьезно, ведь в ней показаны переживания обычного человека на войне. Деформация его сознания под воздействием переживаний на фронте.

Еще Поповкин рекомендовал прочесть книгу философа Ивана Ильина «Духовный смысл войны». Она была написана им еще в 1915 году задолго до эмиграции, под влиянием событий Первой мировой войны. Многие считают Ильина автором «Книги тихих созерцаний. Поющее сердце», а тут совсем иные темы, иные подходы открываются. Книга эта сейчас почти забыта. А главный тезис ее такой: «Жить надо только тем, за что стоит умереть». Была у Ильина в ту пору даже некоторая «очарованность войной», от чего он впоследствии, конечно же, отказался.

Какая часть нашего населения сейчас играет в компьютерные игры, гоняет виртуальные танки по монитору компьютера? Такой вопрос перед нами поставил мыслитель из Владивостока. Ответ-то прозрачен: весьма значительная часть! И это не может нас не тревожить. Ведь война и должна сначала вестись как бы виртуально, но постепенно в эту опасную игру включается все больше и больше людей. И вот критическая масса достигает некоего рубежа, когда виртуальное вдруг прорывается в реальные события. Это еще не исследованная проблема. Тут большая сфера открывается для работы психологов и даже богословов. Многие исследователи ссылались на нашей секции на труды инокини Вассы (Лариной), профессора богословия Венского университета в Австрии. Она сейчас известна во всем мире, - дочь священника Зарубежной Церкви, служившего на приходе в Нью-Йорке; духовная дочь Архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка.

Секция наша разместилась в одной небольшой комнате, где было всего два стола (в институте в тот день шли экзамены). Но это было живое, заинтересованное общение.

Кафедра общей и социальной психологии сейчас выполняет важный госзаказ по изучению проблем религиозного сознания. Этот грант получен от Министерства образования и науки России.

Расскажу и о своем самом ярком впечатлении от поездки в Абхазию. О женском монастыре в честь Святой Троицы в Сухуми я услышал впервые от отца Ефрема. Это необычный монастырь, о нем уже слагают легенды. Например, говорят о том, что там в первую и вторую недели Великого поста монахини вообще ничего не едят и даже не пьют. Как врач я не мог допустить и мысли о том, что это возможно. Не пить две недели, да это просто по медицинским показаниям исключено. От такого «поста» можно ведь и умереть! Мне в ответ сказали, что видели это «невозможное» своими глазами. И вот Господь меня сподобил там дважды побывать, сначала в октябре, а потом и в декабре, Рождественским постом. Я приехал туда с предубеждением, но увидел в монастыре здоровых, энергичных монахинь. Они как будто летали над землей, передвигались часто бегом и отнюдь не производили впечатления изможденных страдалиц. Шел Рождественский пост. Был воскресный день, и после службы я на законном основании ожидал общей трапезы. Пост не строгий, думал я, и на трапезе утешусь рыбкой. Вышел из храма, а мне и говорят: «Мы вам трапезу в гостиницу принесем». Спрашиваю, а почему не в трапезную. «У нас трапезы нет», - отвечают. «Как - трапезы нет?» - изумляюсь я. Оказывается, у них давно уже так заведено, что в каждый многодневный пост (а не только в Великий) общей трапезы в монастыре не бывает совсем. Все оказалось еще строже, чем я полагал. Объяснили, что их игумения Херувима сейчас болеет, находится на лечении в Москве. И она звонит сестрам каждый день и каждый день благословляет каждую из них, кому что можно вкушать сегодня. Одной вообще благословляет обойтись без трапезы, без воды. Кому-то можно попить сегодня. А кому-то и покушать немножко.

И служба у них удивительная. Начали в семь часов вечера служить. Вечернее Богослужение шло до часа ночи. Я ждал, что все наконец-то уйдут отдыхать, но они не расходились. Дали мне полтора часа отдохнуть, а сами остались в храме. Я ушел в гостиницу и полтретьего ночи вернулся в храм. Они как раз в это время хором читали молитвы ко Причащению. А некоторые сестры на ступенечках, как курочки на насесте, сидят притулившись друг к другу и подремывают. Я входные молитвы прочитал. Одна из сестер восклицает: «Что же это мы спим, батюшка здесь уже!» Начал совершать проскомидию, и длилась она до семи утра. У них синодики там целые тома, и вот они читали их вслух, а я в алтаре читал и вынимал частички. Я уже падал от усталости. Но вот в шесть часов закончили чтение помянников, ну, думаю, теперь хоть немного отдохну. Но вдруг слышу: «Теперь несите кладбищенские». Принесли еще синодики, пухлые такие. И смысл их в том, что туда вписаны все могилы, какие есть на сухумском кладбище, в том числе даже безымянные. А другой синодик по Дивеевскому кладбищу. Они их читают примерно вот так: «О упокоении Андрея, Димитрия, Матроны...» А потом читают о безымянных захоронениях: «могилы под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6… - их имена, Господи, Ты веси». И потом дальше как обычно читают: «О упокоении Марии, Сергия», и так далее. Это не безспорная практика, к ней есть вопросы. Но тем не менее мы еще час читали кладбищенские синодики. В семь часов началась исповедь. В восемь мне дали полчаса отдохнуть, и в полдевятого начали читать Часы. Всего же служба шла с семи вечера и до 11 часов дня. Это меня поразило, конечно. Ночью они почти не спят, ведь проскомидия идет 4-5 часов... Так что и сейчас в Абхазии есть подвижники. Теперь в родных местах меня спрашивают: почему я не остался там, в горах, вернулся обратно на Самарскую землю. Наверное, обо мне такой Промысл Божий. Могу себя успокоить только тем, что я ни разу не поступал по своему разумению. Все делал по послушанию, по благословению, как и подобает монаху.

Фото Романа Авдейчева.