Когда зажигается благодатный огонь в году. Благодатный огонь в иерусалиме

Многие паломники приходят в храм Гроба Господня в пятницу вечером, а кое-кто днем и даже утром - занять места поближе к Кувуклии. Всех желающих храм - как бы он ни был велик - вместить просто не может: тысячи и тысячи паломников встречают Благодатный Огонь на улице.

Богослужение в Троицком соборе Русской Духовной миссии (погребение Плащаницы) закончилось около восьми часов вечера, и мы тут же отправились в храм Гроба Господня. Узкие улочки Старого города переполнены - чем ближе к храму, тем все теснее и теснее. На углу улицы - пробка: движение регулируют полицейские, толпа напирает, нас сдавили так, что дышать нечем.

У входа в храм - еще одна пробка. Внутрь почему-то не пускают, в чем дело, не знаем. Люди накапливаются и накапливаются. Ждем, но вот возникает движение - стали пропускать. Люди напирают и справа, и слева, и сзади - всем хочется побыстрее попасть в храм. Вот и вход - стиснули так, что мочи нет; шаг, еще шаг; впрочем, мы и не шагаем - нас несут почти по воздуху. Порог! Мы в храме. Слава Богу!

Я иду сразу направо - мимо Камня Помазания, вдоль Голгофы, плавно по кругу огибая греческий алтарь, мне нужно попасть на площадку около католического придела: лучше всего ожидать Благодатный Огонь здесь - рядом Кувуклия и с этого места открывается хороший обзор.

Осматриваюсь. Около меня греки, в основном пенсионеры; по всему видно, что они не первый год встречают Благодатный Огонь - все на раскладных стульчиках, держатся уверенно, у женщин - вязание, у мужчин - журналы, впереди долгая ночь. У стены - группа молодых людей из России, они и вовсе устроились по-домашнему: на пол положили туристические матрасы, укрылись одеялами, под головами - подушки.

Передо мной несколько молодых арабов сидят прямо на каменном полу на газетных листах. Через каждые полчаса они встают, чтобы размяться. Да и на стульчике долго не просидишь - чувствую, как затекают ноги, спина.

До главного события еще далеко, дай Бог терпения и терпения. Глаза постепенно смыкаются, голова тяжелеет и клонится вниз. Так в борьбе со сном прошло несколько часов.

Ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило храм Гроба Господня, где и собрались православные христиане со всех концов земного шара - и греки, и арабы, и русские, и сербы, и болгары - собрались, движимые одной целью: увидеть дивное чудо - Небесный Огонь.
Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев, и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу Огонь и своими руками потрогаю его.

Все, кто был в храме, встали, свечи потушены, лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия. Храм затих, каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть ее и чтобы ничего не пропустить. Напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован.
И вдруг все пространство храма осветила яркая вспышка. Она была голубоватого цвета и походила на вспышку молнии, только света было больше. Она произвела во мне необыкновенное действие, наполнив все мое существо радостью, ликованием. Видимо, то же испытали и другие паломники. Раздались восклицания, весь храм наполнился шумом - так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.

Все, кто был в храме, протянули вперед и вверх пучки свечей.

Прошло какое-то время, и шум в храме стал постепенно затихать. И вдруг опять совершенно неожиданно блеснула ослепительная вспышка над Кувуклией, потом ближе к нам еще одна, потом над алтарем Греческой Православной Церкви. Они, эти небесные вспышки, прорезали весь храм сверху донизу, освещая взволнованные лица людей, приводя всех в трепет. Эти удивительные вспышки голубоватого света в храме Гроба Господня говорят о скором схождении Благодатного Огня.

Шумнее всех ведут себя арабы: они бьют в барабаны, хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, издавая пронзительные гортанные крики. Некоторые юноши садятся на плечи своих друзей и изображают всадников. О чем они кричат? Чему они радуются? Эти арабы - православные, они кричат: «Наша вера правая! Наша вера православная!»

Однажды арабов в Великую Субботу в храм не пустили из-за шумного поведения. Патриарх и паломники со всего света стали молиться о схождении Благодатного Огня. Огня не было. Молитва продолжалась. Огня по-прежнему не было. Всех охватила тревога: прогневили мы Бога, подумали христиане, усилив свою молитву. Прошло два часа - огонь не сходил. На исходе третьего часа Патриарх велел впустить в храм арабов. Они не вошли, а ворвались в дверной проем с гиканьем, танцами, оглушительным барабанным боем - и в ту же секунду на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь!

Как бы ни был ты внимателен, чтобы ничего не пропустить, все равно происходящее в храме будет для тебя неожиданным.

Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки, их было много, и они блистали сразу по всему храму, озарив его ослепительным сиянием. Это сияние видел и ощущал каждый человек, в каком бы месте храма он ни находился - рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, в армянском приделе или в месте обретения Животворящего Креста Господня.

И вот наступил миг, который мы все с нетерпением ждали и ради которого преодолели расстояние, жару, усталость, сон, - арабский юноша стремглав пронесся по храму - с востока на запад, и в руках у него был дивный завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свои свечи, а потом продолжил свой стремительный бег.

Люди жадно тянутся к Небесному Огню, зажигается еще один пучок свечей, еще, еще и еще - и вот уже весь храм полыхает сияющим, ликующим Огненным Заревом. Я накрываю рукой большой факел - Огонь теплый, приятный, живой, он нисколько не жжет; это не земной, не обычный огонь - это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться: подношу к подбородку, щекам, ко лбу - огонь не жжет.

А храм ликует, на лицах людей расцвели радостные улыбки - так расцветает весенний луг.

Невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи других очевидцев. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собою загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем Помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись сами по себе (это происходит каждый год). Трудно сказать, сколько времени продолжалось ликование, и вот наступил момент угасания Огня. Огонь приобрел земные качества и стал жечь, но радости нашей нисколько не убавилось.

Событие, о котором я рассказал, - это величайшее чудо, и оно поражает человека своей необычайностью. Трудно найти слова, которые точно передали бы все оттенки происходящего в Великую Субботу в храме Гроба Господня.

Ну а в чем же духовный смысл схождения Благодатного Огня? Почему он каждый год сходит на Гроб Господень?

Благодатный Огонь - это знамение беспредельной милости Божией к падшему роду человеческому.

Ну а почему же именно в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь, а не в какой-то другой день? Здесь сокрыта великая тайна. Сын Божий еще во Гробе, еще печалью объяты сердца Его учеников, еще ничто не говорит о предстоящей радости и скором Воскресении, а Господь уже посылает Благодатный Огонь. Посылает как знак Своей величайшей милости к людям, как знак видимого Своего Воскресения, предвестника непреложности Своих обетований. Это - ликующий гонец, которого полководец посылает с сообщением о том, что победа близка.

Благодатный Огонь - это также и призыв к покаянию. Господь дает всему человечеству в целом и каждому человеку знамение для того, чтобы спастись. «Куда вы спешите? - как бы говорит Он. - Зачем такая суета? И что вы так много печетесь о земном? Разве в этом истина? Разве в этом спасение? Не говорю ли Я вам: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»(Мф. 6:33).
Мы не читаем Евангелие, а если и читаем, то очень поверхностно. Мы не выполняем заповедей Божиих. Мы ведем себя так, как будто жизнь человеческая заканчивается на земле, а ведь душа человеческая бессмертна. Мы совсем забыли о Царстве Небесном.

Остановимся! Заглянем в себя! Перестанем творить беззаконие!

Будем надеяться, что пока в нашем сердце теплится желание покаяния, будет сходить Благодатный Огонь - великое знамение милости Божией.

Схождение Благодатного огня - чудо, которое происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Гроба Господня. В 2017 году Светлое Воскресение Христово весь христианский мир будет праздновать в один день - 16 апреля.

В Великую субботу со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

Благодатный огонь доставили в Грузию из ИерусалимаВеличайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий.

На протяжении многих сотен лет люди стараются понять - откуда берется Благодатный огонь. Верующие уверены, что это настоящее чудо - Божий дар людям. Ученные с таким утверждением не согласны и пытаться найти объяснение данному феномену с научной точки зрения.

Благодатный огонь

По многим свидетельствам, как древним, так и современным, появления Благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, но наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного огня в Великую субботу, накануне Светлого Воскресения Христова.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Раздача благодатного огня во время пасхального богослуженияО чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством - он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения огня был апостол Петр - узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел там, где прежде лежало тело, удивительный свет. Две тысячи лет этот свет каждый год нисходит на Гробе Господнем Благодатным огнем.

Храм Гроба Господня был воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. И самые ранние письменные упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются именно IV веком.

Храм своей громадной кровлей накрывает и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего.

Схождение

Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами.

Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира - в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь.

На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Иногда его молитва длится долго, но есть интересная особенность - Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту - весь храм в огне.

Чудо или фокус

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, которые пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала и католическая церковь . В частности, Папа Римский Григорий IX в 1238 году выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня.

Не понимая истинного происхождения Благодатного огня, некоторые арабы пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, но прямых доказательств у них нет. При этом, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. По их мнению, искусственно огонь добыть возможно. Также возможно и самовозгорание химических смесей и веществ.

Христианские православные молящиеся зажигают свечи от Благодатного огня в церкви Гроба Господня в Старом городе Иерусалима Но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством - не обжигать в первые минуты своего появления.

Ученые-богословы, представители различных конфессий, в том числе и православной Церкви не раз заявляли, что возгорание свечей и лампад в Храме от якобы «священного огня» - это фальсификация.

Наиболее известны высказывания в середине прошлого века профессора Ленинградской духовной Академии Николая Успенского, который считал, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады в это время бывают потушены.

В тоже время, Успенский утверждал, что «огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного».

Российскому физику Андрею Волкову , как утверждают, несколько лет назад удалось провести некие измерения на церемонии схождения Благодатного огня. По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Ну а пока ученные пытаются найти научные подтверждения этому феномену, и в противоположность полной бездоказательности утверждений скептиков, чудо схождения Благодатного огня является ежегодно наблюдаемым фактом.

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники - оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.

Благодатный огонь из ИерусалимаКаждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, вошел с пучком свечей патриарх, одежды которого были специально осмотрены. Из нее он вышел с горящим факелом из 33 свечей и это неоспоримый факт.

Поэтому ответом на вопрос, откуда берется Благодатный огонь, может быть только один ответ - это чудо, а все остальное это просто неподтвержденные домыслы.

И в заключении - Благодатный Огонь подтверждает обещание Воскресшего Христа апостолам: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Считается, что, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца света.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

МОСКВА, 15 апр — РИА Новости. Делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП), получившая Благодатный огонь в иерусалимском храме Гроба Господня в Иерусалиме, доставила святыню в Москву.

В международном аэропорту Внуково-1 самолет с Благодатным огнем встретили сотни верующих. Они смогли получить частицы Благодатного огня, чтобы принести его в свои дома и храмы. Святыню привезли спецрейсом в особых лампадах.

Благодатный огонь отправляется в тысячи храмов России, ближнего и дальнего зарубежья. В течение Светлой седмицы (первой недели после Пасхи) желающие смогут получить Благодатный огонь в офисе Фонда Андрея Первозванного в Москве. Для этого нужно прийти со своей лампадой по адресу: улица Покровка, дом 42, строение 5 (с 9.00 до 18.00).

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова. Ежегодно в канун Пасхи о его схождении в храме Гроба Господня в Иерусалиме молится патриарх Иерусалимский, другие представители православного духовенства и десятки тысяч паломников.

Ежегодное чудо

Появление святыни, которая ежегодно загорается накануне православной Пасхи в Кувуклии — часовне над Гробом Господним в иерусалимском храме Воскресения Христова, несмотря на регулярность, называют "чудом схождения Благодатного огня". Согласно поверью, если огонь не сойдет, это станет знаком, что приближается конец света, а люди, находящиеся в храме Гроба Господня, погибнут.

Паломники приходят в Старый город с раннего утра. Верующие идут к храму Гроба Господня с лампадами и "пасхалами" — пучками из 33 свеч, по числу лет жизни Иисуса Христа. Главный храм христиан поделен между несколькими конфессиями, поэтому все стараются занять место в соответствии с этим порядком. Первыми в храм обычно заходят греки и копты. Особый момент церемонии — вход в храм православных арабов. Они идут по храму с барабанами и громкими возгласами, славящими Христа. Считается, что без этого обряда Благодатный огонь не сойдет.

Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга, оживленно жестикулируют и скандируют: "Нет веры, кроме веры православной! Христос — истинный Бог!". Они просят Господа даровать верующим благодатный огонь.

Внутри храма проходят торжественные процессии духовенства, в том числе армянского, коптского, сирийского. Их традиционно сопровождают каввасы — стражники в турецкой форме, которые издревне нанимались для охраны христианских торжеств. Продвигаясь сквозь толпу, каввасы стучат посохами о каменные плиты храма.

В полдень от Иерусалимской патриархии начинается крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи.

Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают

В 2017 году литания — молитвенная церемония — благодатного огня совершилась в обновленной Кувуклии. Часовню реставрировали около года. Впервые за 500 лет сняли мраморную плиту, покрывающую погребальное ложе Христа, и изучили его. Вскрытие гробницы возмутило некоторых верующих, обеспокоенных, что после этого благодатный огонь может не сойти. Однако их опасения не оправдались.

После схождения Благодатного огня патриарх Иерусалимский Феофил III передал его собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажгли свои свечи, огонь молниеносно передавался от одного человека другому. Многие умывались Благодатным огнем, который в первые минуты после схождения обладает удивительным свойством — он не обжигает.

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

Храм Гроба Господня — это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия ("царская опочивальня") — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления Благодатного Света могут наблюдаться в храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение

Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у святых отцов Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, израильской полиции и др.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы. Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду , в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.

После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.

В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

После захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает Благодатный Огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся . Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.

Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.

В 2016 году специальным рейсом в особых лампадах из Иерусалима Благодатный Огонь был делегацией Фонда Андрея Первозванного (ФАП).

В 2017 году Благодатный Огонь также в рамках ежегодной программы "Просите мира Иерусалиму".

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и по интернету.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Благодатный огонь сходит раз в год в Иерусалиме на православную Пасху. Схождение происходит в Великую субботу (15 апреля в 2017 году) в Кувуклии, в часовне внутри храма Гроба Господня. Уже на протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

Разговоры о необъяснимых вещах во дворе этого Храма, куда ведут все дороги, – привычные дело. Именно на его территории сосредоточены главные христианские святыни – место казни, погребения и воскрешения Спасителя.

По преданию, ежегодное таинственное возгорание огня на Святой Земле является знаком милости Божией, которая оповещает о заботе Господа и дает верующим надежду на то, что Бог еще на год продлевает бытие мира. В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Молитва десятков тысяч христиан о схождении Благодатного огня пройдет в предпасхальную Великую субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Благодатный огонь считается символом благословения Божия роду человеческому. Он разносится паломниками по всему православному миру. В Россию огонь доставит делегация Фонда Андрея Первозванного, в составе которой в 2017 году официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Схождение Благодатного огня в 2017 году дата время где смотреть

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме будет транслироваться на телевидении. На российском ТВ в прямом эфире покажет это великое чудо телеканал НТВ. В соответствии с программой телепередач, начало прямой трансляции схождения Благодатного огня в Иерусалиме состоится на НТВ в 13:15 по московскому времени.

На украинском телевидении транслировать схождение Благодатного огня будет телеканал Интер, начало трансляции – в 12:45 (по местному времени).

Схождение Благодатного огня 2017 прямая трансляция смотреть онлайн

Когда Благодатный огонь 2017 прибудет в Россию?

Делегация Фонда Андрея Первозванного доставит в Россию святой огонь в особых лампадах, изготовленных по образцу “олимпийских”, спецрейсом из Иерусалима в Москву. Все желающие смогут получить частицу благодатного огня прямо в аэропорту “Внуково-1”, где самолет со Святой земли приземлится предположительно в 22.00 мск. Благодатный огонь привезут во многие города России, а также в русские приходы за рубежом.

В течение Светлой седмицы (первой недели после Пасхи) благодатный огонь можно будет получить в офисе фонда в Москве по адресу Покровка дом 42, строение 5 (с 9.00 до 18.00). Желающим необходимо иметь свои лампады.

Схождение Благодатного огня как это происходит

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Храм Гроба Господня построен на том месте, где была Гробница Иисуса Христа. Именно здесь появляется Благодатный Огонь. В толпе паломников трудно посчитать расстояние от Голгофы до последней опочивальни Христа, но она составляет 33 шага, что равняется годам земной жизни Иисуса.

При этом каждый верующий имеет по 33 свечи. Те, кто не позаботился о них заранее, вынужден покупать их прямо в храме у монахов втрое дороже.

В свою очередь охранники проверяют часовню, закрывают дверь на ключ и ставят печать, что означает – внутри нет источника огня.

Тем временем, молодые арабские христиане, сидя на плечах друг у друга, громко подогревают эмоции в толпе. По легенде в тот год, когда арабской молодежи запретили хулиганить в храме, огонь задержался на несколько дней. Так, молодым арабам теперь можно делать в храме все, что угодно.

По традиции внутрь часовни заходят два священнослужителя. Иерархи остаются в очень простых одеждах без поясов. Это связано с тем, что, когда Святая Земля принадлежала Османской империи, турецкие охранники не могли поверить в чудо Огня, тщательно проверяли именно пояса, чтобы там не спрятали спички. Сейчас функция проверки перешла в наследство израильским полисменам, которые, к тому же заботятся и о том, чтобы представители двух конкурирующих конфессий не начали выяснять отношения.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя.

Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.

После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.

Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба “Света Истинного”, то есть воскресшего Иисуса Христа. После службы внутри Кувуклии (Часовня над Гробом Господним) появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые греческим Патриархом и армянским архимандритом. От их свечей Огонь зажигают скороходы, после чего огонь быстро распространяется по храму.

Паломники оставляют записки с наилучшими пожеланиями. Когда огонь сходит, в первые несколько секунд он не оставляет ожогов.