Основатель буддизма. Кто является основателем буддизма? Будда — Основатель буддизма Мировоззрение – это

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

89.Учение о спасении души

Сотериология

90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» ( III - VIII вв.) , заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Петрарка

114.Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116.Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121.Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как « cogito ergo sum »?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

126.Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

134.Теории «общественного договора» придерживался

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

138.Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140.Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143.Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

144.«Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал

Ж.-Ж. Руссо

145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

146.Французский философ, сторонник сенсуализма

147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

148.Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

156.В философии И. Канта «вещь в себе» - это

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (é lan vital ). Его познание возможно с помощью:

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

Огюст Конт

Марксизм

Прагматизм

182.Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

183.Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

Существование

184.Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185.Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

186.Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

187.Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

188.К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190.К характерным особенностям русской философии относится:

Эмпиризм

191.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

192.Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

193.Предфилософии Киевской Руси свойственен:

мистицизм

194.Датой принятия православия на Руси считается

195.Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

196.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197.Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

198.К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

199.Сергий Радонежский был современником

Куликовской битвы

200.Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

203.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

204.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205.Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

206.Духовный лидер нестяжателей

Нил Сорский

207.Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

209.Протопоп Аввакум был духовным вождем

раскольников

210.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

211.Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

212.Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

Феофан Прокопович

213.Российская Академия наук была основана в

214.Сторонником деистического материализма в русской философии был

М.В. Ломоносов

215.При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

физического

216.Масонство было привнесено в Россию из:

217.К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218.По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Н.И. Новиков

219.«Русским Сократом» прозвали

Г.С. Сковороду

220.По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

общество

221.Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

А.Н. Радищевым

222.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

П. Чаадаевым

223.Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224.К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

225.Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П.Я. Чаадаев

226.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

П.Я. Чаадаеву

227.Основной идеей западничества является

Россия должна развиваться по европейскому пути

228.Духовный лидер западников

А.И. Герцен

229.Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

Союз правых сил

230.Центральная идея философии И.В. Киреевского

Цельность духовной жизни

231.Идейным главой славянофилов являлся

А.С. Хомяков

232.Представителем славянофильства был

И.С. Киреевский

233.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Славянофилов

234.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Славянофилов

Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Свободное единение людей во Христе

Подлинным гимном свободе можно признать

«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Слова «красота спасет мир» принадлежат

Ф.М. Достоевскому

Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Ф.М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Не противься злому

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

Владимир Соловьёв

244.Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Всеединства

Одна из главных идей философии всеединства

Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является

Любовь между мужчиной и женщиной

Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма

В.С. Соловьев

Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

П.А. Флоренский

Одно из главных произведений С.Н. Булгакова

«Свет невечерний»

Представитель русского марксизма

Г.В. Плеханов

В.И. Ленин разработал учение о России как

Слабом звене в цепи империализма

Основоположником русского космизма считается

Николай Фёдоров

253.Представителями «русского космизма» являются:

К. Циолковский, В. Вернадский

Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в

Уничтожении страданий на земле

Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского

Страдающего убей

Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского

Эмпирическое обобщение

Ноосфера -- это

Сфера разума

Основоположник космической экологии и гелиобиологии

А.Л. Чижевский

Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»

Николай Бердяев

Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.

Н.А. Бердяев

Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву

Государственная власть

Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

Н.А. Бердяева

По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

Вере в Бога

Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются

Разум и мораль

ОНТОЛОГИЯ

266.Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,

Субстанция

267.Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает

268.Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

Плюрализм

269.Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи

Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

270.Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

Демокрит

271.Материя есть первоисточник бытия, утверждает

Материализм

273.В марксизме материя трактуется как

Вещество

274.Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?

Стабильность

275.К идеальным явлениям относится

276.Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется

Атрибутом

277.Способ существования материи

Движение

278.К атрибутам материи не относится

279.Высшая форма движения материи - это

Социальное движение

280.Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что

Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

281.Последовательность состояний отражает категория

282.Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

Пространство

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что

Пространство и время зависят от материальных процессов

Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»?

Динамическая

Важнейшее специфическое свойство биологического времени

Антропность

Важнейшее специфическое свойство биологического пространства

Однородность

Совокупность естественных условий существования человека и общества

Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?

первозданная и рукотворная

Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?

Чижевский

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение)

Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов

Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

сознания

Рефлексия – это:

размышление личности о самой себе

Наиболее сложной формой отражения является

Сознание

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

Сознание

Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека

Разработанный З. Фрейдом метод

Психоанализ

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится

Анализ убеждений

В структуре личности З.Фрейд выделяет

Оно, Сверх- Я, Я

300.Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности

301.Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.

Оно в психоанализе Фрейда относится к:

сфере бессознательного

Сон по З.Фрейду является:

символическим

Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?

Я-зеркальное

ГНОСЕОЛОГИЯ

306.Гносеология рассматривает

Границы и возможности человеческого познания

307.Достоверное знание о мире невозможно, утверждает

Скептицизм

308.Носитель преднамеренной, целенаправленной активности

309.Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

Цель познания

310.Не относятся к видам средствам познания

Технические

311.Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами

Пространства

312.Непротиворечивость относится к следующему критерию научности

Логическому

313.Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о

Апробации знания

314.Невозможно фальсифицировать:

существование Бога

315.Поддается фальсификации гипотеза о:

существовании жизни на Марсе

316.Когерентность – это

Самосогласованность знания

317.Эвристичность относится к

Вероятностным критериям научности

318.Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

319.Критерий истины в марксистской философии

Практика

320.В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

321.Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Интуиция

322.В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

Абстрагирования от личностных качеств человека

ДИАЛЕКТИКА

323.Диалектика – это

Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

324.Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий

Диалектика

325.Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики

Гераклит

326.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей

Диалектика

327.Диалектический материализм - учение

Марксизма

328.Диалектика отличается от метафизики

Пониманием развития

329.Метафизика – это

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

330.Наиболее общие фундаментальные понятия

331.Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип единства и борьбы противоположностей

332.Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

333.Законы диалектики впервые сформулировал

Г. В.Ф. Гегель

334.Один из основных принципов диалектики

Принцип развития

335.Не является законом диалектики

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

336.Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

337.Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

338.Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

339.Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Единство и борьба противоположностей

340.Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

341.Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Отрицания отрицания

Развитие

343.Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Качество

344.Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

345.Теория самоорганизации сложных систем

Синергетика

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

346.Теория научного познания именуется

Эпистемологией

347.Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Неопровержимость

348.По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

349.Один из основоположников философии техники

П. Энгельмейер

350.Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

искусство, мастерство

351.Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

352.Исходная, простейшая форма чувственного познания

Ощущение

353.Форма рационального познания:

354.Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

355.Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Опровержение

356.Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

357.Форма эмпирического познания

Гипотеза

358.Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Эмпирическое обобщение

359.Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Гипотеза

360.Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

361.К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Систематизирующую

362.Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

363.Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

эксперименту

364.Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Наблюдение

365.Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Эксперимент

366.Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Индукция

367.Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

368.Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Дедукция

369.Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

370.Процедура мысленного расчленения целого на части

371.Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

372.Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Герменевтический

373.Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Математических науках

374.Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Объяснения

375.Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Парадигма

377.Впервые определил человека как «общественное животное» ( zoon politikon )

Аристотель

378.Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

Протагору

379.« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Личность

380.Личность - это

Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

381.Личность – это:

личностью не рождаются, личностью становятся

382.Личность – это:

продукт общественных отношений

383.Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

Индивидуальность

384.Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

385.Индивидуальное сознание – это

Отражение индивидуального бытия конкретной личности

386.Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

Индивидуализм

387.Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

Коллективизма

388.Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

389.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для

Буддизма

390.Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?

И. Лакатоса

391.Проблема смысла жизни была центральной для философии

В. Франкла

392.Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

В. Франклу

393.Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как »?

В. Франклу

394.К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?

395.Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, -- ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».

Э. Фромму

396.Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

397.Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

Имеет ли человек право на самоубийство

398.«Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

фатализма

399.Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

Фатализму

400.Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

Австралопитек

401.Согласно данным современной науки Homo sapiens появился на земле

100-150 тысяч лет назад

402.Согласно современной науке, австралопитеки не обладали

Членораздельной речью

403.Антропоиды -- это

Человекообразные обезьяны

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

404.Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

французского материализма XVIII века

405.Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Французский материализм XVIII века

406.Основатель социологии как позитивной науки

407.Основной труд К.Маркса:

«Капитал»

408.Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

409.Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Марксизму

410.Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

411.Существует … общественно-экономических формаций

412.Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Классовая борьба

413.Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

414.Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Производственные

415.Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

Пролетариат

416.В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Способ производства материальных благ

417.Не относится к основным типам общественного производства:

Производство духовных ценностей

418.Эсхатология – это:

Учение о конечных судьбах мира и человека

419.Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Мировой Дух

420.Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

421.Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Классовая борьба

422.Антропосоциогенез – это

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

423.Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

424.Постепенные изменения в обществе и природе

Эволюция

425.Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

426.Общественный прогресс – это

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

427.Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

Движение

427.Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?

Государственные

428.Общественное сознание – это

Сумма множества индивидуальных сознаний

429.Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?

430.Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.

Информация и духовные значения

431.Идеология -- это

Совокупность индивидуальных сознаний

432.Идеология относится к

Социальной сфере

433.Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений

Общественное сознание

434.Не относится к важнейшим измерениям духовности

Плюрализм

435.Интерес -- это

Конкретизированная, осознанная потребность

436.Интерес к живописи является конкретизацией

Эстетической потребности

437.Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

культура

438.К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Адаптивную (защитную) функцию

439.Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема устройства (структуры) общества

440.Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

441.Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А. Тойнби

442.Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

цивилизационному подходу

443.Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

Культурологическому

444.Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это

Синоним духовной культуры

445.Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

Глобальных

446.Глобальные проблемы – это

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

447.Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

448.Растущая взаимозависимость различных регионов мира

Глобализация

449.В современной России

Смертность значительно превышает рождаемость

1. Философия, круг её проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения - 28

2. Философия Древнего Востока. - 10

3. Античная философия. - 33

4. Философия Средневековья – 20

5. Философия эпохи Возрождения. - 12

6. Философия Нового Времени и Просвещения. - 30

7. Немецкая классическая философия. - 18

8. Современная западная философия. - 16

9. Этапы развития и характерные особенности русской философии. - 78

10. Философское понимание мира. Онтология. - 25

11. Философия сознания (психоанализ). - 15

12. Познание как предмет философского анализа. - 17

13. Диалектика.- 22

14. Наука, методы и формы научного познания. - 30

15. Философия о сущности и предназначении человека. Антропология. - 28

16. Социальная философия - 47

Всего вопросов : 429 вопросов.

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы-. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века Amazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла-ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест-вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро-да Шакья, принадле-жав-ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои-нов, родился в северной Индии, предполо-житель-но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген-дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло-гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет-ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет -вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель-ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь-ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?


Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред-ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз-ма Индуизм — религия Индии, которую испо-ведует более 80 % населения страны. В отли-чие от буддизма, индуизм — нацио-нальная религия, принадлежность к которой опреде-ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради-ций, кото-рые, как принято считать, объеди-няет при-знание авторитета Вед — главного священ-ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про-никновения извне религии. Социальная структура индийского общест-ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя-лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек-туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро-странен-ных в Индии, значительно уступая индуиз-му, исламу, христианству и сикхиз-му Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе. . При этом основатель буддиз-ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни-лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий-скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо-минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю-бо-дей-ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис-тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред-ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст-венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате-лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри-тельно называют хинаяной, то есть «малой колес-ницей», — ведь оно предпола-гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни-сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро-вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест-венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793-1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден-ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен-ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный». . Сейчас, как верят буддисты, бодхи-саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?


Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд-дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед-ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен-ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда-вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима-ется как свидетель-ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита-нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер-вых буддийских культовых соору-жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми-ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже-ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий-скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи-нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере-родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере-рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?


Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 года Claremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр-ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб-ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со-бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд-дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред-ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?


Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX века Pixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона-чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по-читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно-виднос-тей ступ, и их архитектурный облик во мно-гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу-сфериче-скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро-шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз-ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий-ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред-полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета-рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле-не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан-ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art

Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.
  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.
  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.
  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Буддизм - религия, по учению которой душа постоянно перевоплощается. Смерть одного тела - это рождение другого. Каждая новая жизнь - это новые страдания и испытания, потребности и желания. Теория реинкарнации имеет другое название, которое звучит как "колесо Сансары". Оно крутится, и душа существа снова и снова рождается в другом образе. Основателем буддизма является реальный исторический персонаж, который своим примером показал, как разорвать замкнутый круг.

Рождение Просветленного

Цветок лотоса - символ Будды. Он зарождается и растет на болоте, тем не менее завораживает своей чистотой и невинностью. Во все века цветок ассоциировали с сознанием человека. Каждый может жить, как на болоте, со всех сторон окружен грязью, но это не должно помешать ему прорости чистым и прекрасным лотосом.

Имя основателя буддизма - Сиддхартха Гаутама. Это реальная историческая фигура, которая родилась под Гималаями около 563 года до нашей эры в городе Лумбини. Тогда это была территория северной Индии, сейчас часть Непала. Будущий просветитель был сыном раджи. Отец, Шуддходана, правил полунезависимым княжеством. Бытует легенда, что перед беременностью его матери приснился странный сон. Она видела белого слона - символ большого счастья. Женщина умерла через несколько часов после появления на свет малыша. Согласно буддизму, родив Просветленного, она исполнила цель своей жизни. Ребенка воспитала тетя.

Именно отец дал имя Сиддхартха, что означало «исполнение желаний». После рождения сына царь позвал мудреца, чтобы тот поведал ему судьбу ребенка. Праведник Асита напророчил ему жизнь или успешного правителя, который объединит земли, или великого философа. Все зависело от избранного им пути. Ко второму он мог прийти, только соприкоснувшись со всеми ужасами человеческой жизни. Но отец благословенного ребенка решил сам выбрать судьбу для сына. Он боялся, что тот откажется от наследства. Тогда мужчина даже не догадывался, что его сын - основатель религии буддизм.

Большое предначертание

Шуддходана ограничил общение ребенка с реальным миром. Парень жил в счастье и без печали. В зависимости от времени года, принц жил в другом дворце. Он богато одевался, его постоянно развлекали прекрасные танцовщицы. Все, кто его окружал, были молодые, здоровые и веселые. Сын богача, он получил образование в области классической индийской литературы. Гаутама происходил из касты воинов, поэтому также изучал военное ремесло. По историческим свидетельствам, основатель буддизма был красивым юношей. В 16 лет он женился на принцессе.

Но сущность требовала другой жизни, и уже с ранних лет Будда часто погружался в мир грез, осмысливал тишину и иногда к нему приходили минуты просветления.

В целом Сиддхартха жил, не зная о болезни, нищете и смерти.

Четыре события направили на путь самопознания

Все изменилось, когда Будде было около тридцати лет. На прогулке со слугой он встретил пожилого и немощного человека. Это шокировало Сиддхартху, и он непрерывно расспрашивал слугу о старости. Далее судьба познакомила его с прокаженным, который был неизлечимо болен. Также молодой человек увидел погребальную процессию. Четвертым событием, что разрушило привычный мир, стала встреча с монахом-аскетом. Но именно в нем он увидел благословенный покой и счастье. Все новое настолько поразило Сиддхартху, что им овладела глубокая печаль. Безмятежное детство ушло навсегда.

Тогда будущий основатель буддизма решил найти выход из мира печали и страданий.

Все просьбы родных оставить тщетные поиски счастья мужчину не убедили. Гаутама оставил богатство, развлечения и семью, где родился сын, и бедняком отправился на путь просветления. В то время это была редкость, поскольку семейные ценности стояли высоко.

Путь к пробуждению

Мужчина жил нищим и почти ничего не ел. Он увлекался разными науками самопознания, но так и не нашел то, что искал. Изучение философских систем не давало ответов на его высокие вопросы. Также безрезультатными стали учения различных школ и практик.

Далее он искал истину через аскетизм. Морил себя голодом и истязал тело. Обращался за советами к различным гуру, поскольку боги буддизма ни для кого не были путем к истине. Есть источники, которые говорят, что его тело стало настолько худым, что позвоночник можно было увидеть через живот. Но задержка дыхания и отказ от земных благ не приблизили его к правде.

Так, через некоторое время он несколько дней пробыл в дороге. У реки Найранджаны из-за усталости не смог встать и упал в глубокий обморок. Попытки познать истину через отречение закончилась неудачно, после чего мужчина решил больше не практиковать голод и неподвижность. Взяв у крестьянки тарелку риса, он стал изгоем для своих друзей. Аскеты подумали, что после шести лет скитаний по лесам мужчина решил вернуться к роскошной жизни.

Открытие истины

Тогда основатель буддизма сел в позе лотоса под деревом на берегу реки. Он пообещал себе заниматься медитацией, пока перед его зрением не откроются истины.

49 дней Сиддхартха был неподвижен. И только после четырех недель практики в майскою ночь, похожую на ту, когда он появился на свет, к нему пришло просветление. Он увидел все свои предыдущие жизни, рождения и смерти других существ, понял, что ум не вечен, но со временем меняется. С того дня мужчину называли Будда, то есть Просветленный.

Основатель буддизма знал, что душа не может найти покоя, пока возникают желания. Жажда человека к власти, славе, богатству - основа перерождения. И только поборов в себе слабость к желаниям, можно покинуть мир, что наполнен болью и горем. Такая победа увенчается нирваной, состоянием абсолютного покоя.

Даже сегодня буддийский мир отмечает по этому поводу весак. Это праздник рождения, просветления и смерти учителя.

Призвание

Он вернулся из прекрасного мира молчания, и первое, что сделал, догнал товарищей-аскетов. Им мужчина открыл свою дорогу к нирване. Он стал духовным наставником для народов. Теперь в мире, полном разочарований, Будда делился с людьми своими знаниями.

И так еще 45 лет основатель религии буддизм ходил по восточной и северной Индии. Он и его последователи открывали всем, независимо от происхождения, тайную дорогу к миру. Его учение называлось "восьмилетний путь". Будда сломал веру в брахманов и призвал каждого искать свою собственную тропу постижения. Он разбил теорию о традициях религий.

Окончание страдания

Гаутама дожил до 80 лет. Его жизнь закончилась в бедной хижине кузнеца, где с ним были его сторонники. После смерти проповедника его дело продолжили ученики. Одним из них, спустя две тысячи лет, стал Далай-лама.

Сегодня буддизм - это не просто религия, это еще философия.

Боги буддизма как таковые отсутствуют, но есть учение Гаутамы. Поклонники считают его особенным, потому что он первый открыл нирвану, но не единственным, кто достиг просветления. Каждый, кто будет идти по правильному пути, сможет достичь успехов. Собственный путь - инструмент, через который можно получить абсолютный покой. Это не просто отречение от желаний и материальных вещей, это не жажда ими обладать. Также Будда учил, что когда-то было что-то бесформенное, вечное и всеобъемлющее. Но главная цель - растить что-то вроде Бога в себе.

Понятие божества в буддизме

Буддизм - религия без Бога. В старых текстах буддистов есть легенды о некоторых мифологических существах, что составляли небесный пантеон. Так, например, сам Сиддхартха встречался под деревом, где его просветило, со злым божеством Мары. Он пытался соблазнить его прекрасными танцовщицами и напугать ужасными демонами. Но, как известно, Будда выстоял и в награду получил озарение. А ни Гаутаме, ни духам, таким как Мары, люди не молились. Это божество, как и многое другое, религия почерпнула из индуизма. Так, например, в веру перешло понятие о карме.

Будду нельзя назвать атеистом. Он избегал разговоров о Боге и проповедовал дхарму. Это учение Будды переводится как «путь», «закон», «истина» или «жизненная сила», в зависимости от языка.

По пути учителя

Постепенно через учеников Просветленного религия распространилась на весь Восток. Но человека, основателя течения, никогда не считали чем-то необъятным и небесным. Не уникальное живое существо, а лишь пример для подражания - вот кем был Будда. Религия легко вошла в традиции людей, поскольку не противоречила их восприятиям о Боге. Последователи, которые проповедовали путь к истине, в сезон дождей собирались, чтобы пообщаться в кругу единомышленников. Из таких встреч впоследствии возникли монастырские общины. Их дни состояли из медитаций, приводивших к нирване.

В истории были и другие Просветленные, но все они пришли к истине через учение Будды. И сегодня миллионы людей поклоняются мудрости Сиддхархи. Его преданность идее о высшем предназначении человека вдохновляет искать свой собственный путь. Заниматься самопознанием и развиваться духовно. Этот человек отказался от всего, голодал, потерял уважение родных и не раз был на грани смерти. Но в итоге он стал бессмертным и многим помог обрести истинный смысл бытия. Сиддхарха наглядно продемонстрировал на своем примере, что материальные ценности ничего не значат, ведь на самом деле все основано на любви.

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

^ 6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

^ 8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

^ 9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

^ 12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

^ 17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

^ 24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

^ 26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм
^ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

^ 30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

^ 33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

^ 35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

^ 38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.
^

45.Основным принципом античной философии был:


космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»
^

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал


Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору
^