Как душа умершего прощается с родными и когда уходит из тела. Душа после смерти человека Куда уходят души умерших людей

Все традиционно принятые в обществе вещи: достойный гроб, хорошее место на кладбище, поминки по всем правилам, дорогой памятник — материальны. Они призваны, скорее, отдать дань уважения усопшему и избавить его родных и близких от чувства вины, в той или иной мере остающегося у живых. Всегда кажется, что при жизни мы недодали человеку внимания и любви, так хотя бы после смерти отдадим долг памяти.

Однако нужно знать, что происходит за гробом с душой усопшего. Это необходимо, чтобы самому подготовиться к жизни после смерти и помочь нашим дорогим усопшим. Нужно не забывать о долге духовном. Это молитвы за усопшего, которые вы читаете дома сами и заказываете в храме.

Понимание посмертной жизни души очень важно для каждого верующего религиозного человека. Ответив на вопрос, что нас ждет после смерти, что такое душа, мы понимаем, что такое человек и как нужно жить, чтобы не погибнуть для вечности.

Душа и дух — что остается после смерти

Для каждого верующего религиозного человека понятия духа, души, тела и связи между ними очень важны. Ответив на вопрос, что есть дух и душа, какую роль играет в нашей жизни тело, мы понимаем, кто мы, что такое человек.

Понятие разницы тела, души и духа сформулировано еще в древние времена, однако наиболее современное и ясное исследование представил святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. Именно его книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» рекомендуют всем православным христианам, которые хотят узнать больше о богоугождении и устройстве человека. Труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.

Святитель Феофан особо отмечал, что личность человека является целостной. Наше тело также важно для Бога, будучи одним из трех основных составляющих человека: духа, тела и души. Они являют единство и взаимопроникновение. О теле человек должен заботиться, не пренебрегать своим здоровьем. В соответствии с толкованиями на Книгу Апокалипсис Иоанна Богослова, в конце времен люди возродятся в тех же телах, в том же внешнем образе. По Священному преданию, люди будут выглядеть как имеющие возраст Христа — 33 года.

Даже в современной православной литературе понятия души и духа часто смешиваются.

Оба они — нематериальная сущность человека. Душа — некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции.

Если души нет — нет и жизни. Вопрос прихода и ухода души в мир сегодня толкуется Церковью так.

    Душа появляется в теле ребенка, пока эмбриона (то есть ребенка в утробе), сразу после зачатия. Именно поэтому нельзя делать аборт, убийство не просто скопления клеток, а существующего уже крохотного тела, пока имеющего зародышевую форму, но имеющего уже и душу, и дух.

    Душа уходит из тела человека в небесные обители. Здесь ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.

Дух же представляет собой естество человека в высшей его степени, то, что называется «образ Божий». Дух направляет личность к Господу. Именно дух позволяет человеку в иерархии стать выше других живых созданий.

Душа создает, генерирует наши

  • Мысли,
  • Чувства,
  • Эмоции.

Душа грешна, и собственно душа испытывает греховные наслаждения.Она существует в горизонтали этого мира, связывает человека ним и с областью вожделения. Дух же можно упрощенно назвать нашей совестью, ориентиром, означающим стремление к Господу.


Как приготовиться к встрече с Богом

Тяга ко греху — это прерогатива души. Увы, душа сильнее духа у человека, который не стремиться к духовной жизни. Жизнь духовная потому и называется так, что это жизнь чистая, в церковных Таинствах и в добродетели. Поэтому нужно тренировать свою душу постоянно, словно тело:

  • Принять Святое Крещение;
  • Читать молитвы утренние и вечерние, которые есть в каждом молитвослове;
  • Посещать богослужения в храме;
  • Читать духовную литературу и Евангелие;
  • Подготовившись, приступать к Таинствам Исповеди и Причастия примерно раз в два месяца.


День после смерти

Если вы читаете эту статью, когда любимый или родной вам человек близок к кончине, читайте около него Псалтирь, Евангелие, при приближающейся агонии — канон и молитву на исход души. Если человек еще в сознании, обязательно пригласите священника к постели умирающего! Он совершит Таинства Исповеди и Причастия, при необходимости — Крещения, нужно будет только согласие умирающего (человек может показать его глазами) или знание о желании, высказанном человеком ранее.

При чтении молитв на исход души человек не будет долго страдать, но уйдет в иной мире спокойнее, более легко.

«О Господь и Бог наш, не забудь скончавшегося в вере и надежде на жизнь вечную раба (рабу) Твоего (Твою) (имя). Ты Господь Благой и Любящий всех людей, ты прощаешь грехи и разрушаешь ложь, прости и забудь все его грехи и ошибки, случайные и умыслом сделанные, избавь от мук вечных и адского пламени, подай ему причастие и радость Твоих вечных радостей, приготовленных для всех, любящих Тебя. Если он (она) и грешил — не отступал от Тебя, верил без сомнений в Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Святую, Тебя, Господа во Святой Троице Единого и прославляемого, и до своего последнего вздоха исповедовал (а) православно Троицу Святую.
Будь милостив к нему (ней), вознагради хотя бы за веру вместо дел, со всеми святыми Твоими, как Щедрый Бог, упокой: ведь нет человека, прожившего жизнь и не согрешившего. Ты, Господи, он Безгрешен, правда Твоя — Истина во все века, только Ты — Бог милости и щедрости, Тебе все мы, живые и усопшие, да воздадим вечную славу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь».

После смерти тоже начинайте читать Псалтирь — если можете, рядом с телом или в другой комнате. Не стесняйтесь своих слез, обращайтесь к Богу. Читайте, если сможете, пока тело не унесут. Если у вашей семьи есть возможность, читайте Псалтирь по очереди непрерывно, пока не пройдут похороны.

Конечно, понятие рая и ада, порядка попадания в них в разных религиях отличаются. Однако существуют проверенные ответы на эти вопросы, данные святыми людьми, имевшими благодать и пребывающими сейчас рядом с Господом на Небесах. Православная Церковь имеет тысячелетний опыт понимания душ человеческих и их излечения от пороков и скверны.

Опыт Церкви, свидетельство людей, вернувшихся после смерти к жизни, говорит, что человек, умирая, видит свое тело как бы со стороны, видит свет или коридор, по которому он выходит из материального мира в нематериальный. Крещеный верующий человек будет сопровождаться Ангелом-Хранителем, который оберегает его с момента Крещения. Это небесный покровитель, приставленный Богом нам; своими молитвами на земле вы помогаете ему, придаете сил.

После смерти от нас останется душа — некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции. Душа уходит из тела человека в небесные, нематериальные обители. Ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.

Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников. По словам Священного предания, Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Еще до начала сотворения Земли Богом Ангелы имели свободную волю. Часть их вместе с Люцифером хотела встать выше Бога, возгордившись, другие Ангелы выбрали сторону добра. С тех пор ни светлые Ангелы, ни павшие ангелы (аггелы, бесы, дьяволы во главе с Люцифером, то есть сатаной) не меняют своей воли и делают, соответственно, только добрые и только злые дела.

Мы можем просить помощи у Ангела и после смерти. Ангел будет сопровождать душу человека в мытарствах. В первые же сутки человек проходит испытания, на которых темные духи, бесы, показывают человеку, какие грехи он совершил и в каких не раскаялся. Грехи можно смыть лишь при жизни искренним покаянием в Таинстве Исповеди.

Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение — где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.

По словам древних патериков, Ангел рассказал одному из древних святых — преподобному Макарию Александрийского о церковном поминовении умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих”.

Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.


Мытарства новопреставленной души на небесах

О мытарствах мы знаем из Жития преподобного Василия Нового от женщины Феодоры, блаженной, вернувшийся к жизни после смерти. Православная Церковь говорит, что прохождения этих испытаний не миновать.

Однако современный святой, Паисий Святогорец пишет, что Ангелы с любовью проводят истинных детей Божиим через мытарства. Важно не только не грешить на земле, но суметь искренне покаяться, а также жить со смирением и любовью к людям. Мытарства — лишь завершающая часть невидимой битвы, которую человек ведет с темными духами на протяжении жизни.

Бесы показывают нам наши грехи, преступление Заповедей Божиих. В Житии Василия Нового перечислено 20 мытарств, которые являются частично испытанием смертных грехов, то есть за них — более серьезное наказание, частично — мытарства грехов не смертных.

    Мытарство празднословия, на котором мы даем ответ за пустые обсуждения, разговоры и болтовню.

    Мытарство лжи, обмана, неисполненных обещаний, произнесения имени Божьего всуе — «к слову».

    Мытарство осуждения, клеветы, насмешек над людьми — этими грехами мы как бы присваиваем право Самого Бога судить других.

    Мытарство чревоугодия — постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее, обжорство (употребление большего количества пищи, чем нужно), несоблюдение постов.

    Мытарство лени — а также праздность, празднословие (пустая болтовня), в том числе пустое времяпрепровождение, постоянное «зависание» в социальных сетях. Все это крадет время нашей жизни, в которое мы можем расти духовно и душевно. Здесь накалываются и работники, которые брали плату, но не трудились, и те, кто ленился ходить на богослужения, а во время служб скучали и не молились.

    Мытарство воровства.

    Мытарство сребролюбия и скупости, то есть чрезмерной жадности вплоть до нежелания помочь близкому человеку, истратив деньги. Это алчность, обожание денег, мошенничество, скупость, которые несут очерствение души, нежелание помощь бедным людям, ущерб состоянию духовному.

    Мытарство лихоимства, то есть обмана по деньгам при продаже, мошенничества, коррупции.

    Мытарство неправды, то есть совершенных несправедливостей, например, судьями, осудившими невинных из-за денег, а также невыплаты награды за труд, неправедного занижения оплаты.

    Мытарство гордости и тщеславия. Они отличаются тем, что гордыня (гордость в превосходной степени) имеет цель поставить себя вперед каждого, считать себя самого лучше всех — и неважно, что подумают о тебе. При этом человек забывает, что в первую очередь его жизнь зависит от Бога и много он совершает именно благодаря Богу. А тщеславие, напротив, заставляет «казаться, а не быть» — важнее всего, как увидят человека окружающие (пусть бедного, но с айфоном — тот самый случай тщеславия).

    Мытарство зависти и ревности. Это недовольство своим статусом, сожаление о чужих радостях имеет основанием недовольство «распределением благ в мире» и Самим Богом. Нужно понять, что каждый должен сравнивать себя не с другими, а с самим собой, использовать собственные таланты и благодарить Бога за все. Ревность не по разуму также грех, ведь мы часто завидуем обычной жизни без нас наших супругов или любимых, не даем им свободы, считая своей собственностью — хотя их жизнь принадлежит и им, и Богу, а не нам.

    Мытарство гнева — а также злоба, месть, то есть разрушительные для отношений, для других людей вещи. Они порождают преступление заповеди — убийство.

    С ним связано мытарство злопомнения, то есть гнева затаившегося, съедающего изнутри.

    Мытарство убийства. Заповедь «не убий» запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Здесь же накалываются грехи ударов человека.

    Мытарство чародейства, то есть занятия экстрасенсорикой, «духовным» целительством. Единственная духовная лечебница — Церковь и Ее Таинства.
    16 и 17. Мытарство блуда и прелюбодеяния — это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние — состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм), Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальных материалов, когда невозможно следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать — вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.

    Мытарство содомских грехов, то есть половых извращений, кровосмешения.

    Мытарство ересей — отступления от Православной веры.

    Мытарство немилосердия, жестокости — отказа помогать нуждающимся.

Каждый грех может быть очищен до нашей смерти. Успейте покаяться и приступить к Таинству Исповеди, которое ежедневно и еженедельно проводится в каждой православной церкви.

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко, по приведенным нами в перечне смертных грехов названиям.

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме. На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).


Воскресение умерших в день Страшного Суда

По словам Христа, записанным евангелистами, однажды земной мир придет к концу. Наступит вечное Царство Божие — здесь души людей, искупленных Господом Иисусом Христом, соединяться со своими воскресшими и восстановленными телами.

Преподобный Иоанн Дамаскин рассказал о том, как это свершится:
“Верим же и в воскресение мертвых. …Само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю…Мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворившие благо, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь».


Как молиться об умирающем

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»

Боритесь с горечью потери молитвой. Нужно пережить период горя, однако молиться о человеке лучше сразу по его уходе в небесные обители. Конечно, нужно выплакаться, слезы немного облегчат боль, но не тоните в жалости к себе и одиночестве. Действуйте: сейчас нужна ваша помощь душе усопшего.

Помочь усопшему и за гробом вы можете

    Молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная» — или кратко «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей)». Читайте ее сразу после смерти человека во время чтения Псалтири после каждого псалма или просто по возможности в течение дня.

    Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.

    Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.

    Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим — тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, — а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.

    Панихида — заупокойное чинопоследование, но не отпевание. На нем с молитва поминаются умершие, просится им милосердие Божие, прощение грехов и жизнь вечная. Первая панихида совершается над новопреставленным, еще до погребения, затем на третий, девятый, сороковой день. Отмечаются панихидой и годовщины смерти, дни рождения и именины. Кроме особых, существуют общие панихиды и панихиды по всем усопшим христианам — Вселенские. Совершаются общие и Вселенские панихиды в особо выделенные Церковью дни. Родительские субботы — это дни, когда каждый православный христианин может особо помолиться за своих близких умерших. Русской Православной Церковью установлено семь таких дней в году. Завершающая часть панихиды — лития. В переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление.

Молитва — это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку — преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью — то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.


Молитва за только что скончавшегося в церкви

Поминовение усопшего в Церкви — важная забота о нем. Есть ряд возможных форм церковного поминовения вашего близкого человека:

    Отпевание — священник в храме или часовне совершает панихиду над гробом, а затем вкладывает икону в руки усопшего, чтобы икона и молитва сопровождали его в загробный путь.

    Если человека похоронили и вы не успели отпеть его, попросите священника приехать на кладбище для отпевания или закажите заочную панихиду: обычно она совершается после утреннего богослужения в каждом храме, на ней поминаются все, за кого подали записки на панихиду в этот день (то есть это не индивидуальное богослужение). Панихиду совершают перед кануном — это небольшой столик-подсвечник, который легко узнать по Кресту с изображением распятого Христа над ним (в некоторых храмах он большой, в человеческий рост). Перед панихидой «на канун» принято приносить жертву за усопшего на храм — это любые продукты, кроме мясных и скоропортящихся; алкоголь не приносят, кроме церковного вина — кагора. Их ставят на обычный столик рядом с кануном.

    Не забывайте при посещении богослужений или просто зайдя в храм помолиться в свободное время ставить на канун свечу с молитвой: «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».

    Сорокоуст об упокоении — это поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней, как раз до сороковин, когда, по преданию, душа получает свое постоянное место пребывания по смерти — в райских обителях или в аду. Можно заказать поминовение на полгода или год.

    Жертвой на кирпичи для строящегося храма. В каждом городе существуют строящиеся церкви, нуждающиеся в средствах. Придя в приход такого храма (обычно при нем стоит маленький деревянный храм, где принимают и записки, и пожертвования), попросите, чтобы у вас приняли пожертвование на именной кирпич, если это возможно. Имя вашего родного человека напишут на кирпиче, который встанет в стену храма, а в самом храме на богослужениях будут всегда поминать вашего усопшего.

    Вечное поминовение. Обычно такую просьбу исполняют в монастырях: об упокоении вашего родного человека будут молиться за каждой Божественной литургией до конца времен.


Молитва дома

Заказать богослужение об усопшем в храме — не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:

«Упокой, о Господь, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, благодетелей (имена их — лучше по помяннику, чтобы никого не забыть) и всех православных, прости им все грехи, сделанные по умыслу или случайно, посели их в Царстве Твоем Небесном».

Или ту же краткую молитву:

«Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».

Когда не хватает времени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»


В день похорон

Есть особое краткое богослужение, которое могут совершать близкие покойного. Литию как усердную молитву можно служить трижды в день похорон:

  • при выносе тела из дома;
  • на кладбище во время похорон;
  • перед поминками;
  • а также в любое время на кладбище и дома перед иконами.

    Текст и чин заупокойной литии, которую может совершить самостоятельно каждый верующий мирянин дома и на кладбище, можно читать самому на русском языке.


Молитва о некрещеном, самоубийце

Вы своей молитвой и милостыней за усопшего всегда сможете помочь ему пережить мытарства и обрести обитель спокойную. Если человек не был крещен — тоже не унывайте, молитесь о нем усерднее. Есть особые молитвы для самых близких: вдовы об ушедшем муже, прошение детей об умершем родителе или родителях.

Дома можно молиться и за самоубийц — увы, человек добровольным уходом из жизни отказался от милости Божией о нем, поэтому Церковь не может поминать его в молитве за богослужением. (Отметим, однако, что по особому благословению правящего архиерея человек, совершивший самоубийство в признанном душевном помрачении или заболевании, ради близких или ради спасения кого-то от смерти Церковью поминается, его загробная участь может быть мирной).

Молясь обо всех умерших близких, вы можете читать их имена по помяннику. Это блокнот небольшого размера, обычно продающийся с заголовком «Помянник» в церковной лавке, куда вписываются имена людей, о здравии и об упокоении которых вы молитесь. Есть благочестивая традиция вести семейный помянник и передавать его из поколения в поколение: так сохраняется память семьи.

Молитва об усопшем, как и любая другая, читается со вниманием, осознанием слов молитвы — это не механический заговор, но общение с Богом, просьба к Нему за близкого человека. Молиться лучше в уединении, но можно и читать молитву онлайн в транспорте или на работе — это не грех, лучше так, чем не читать молитву вовсе, просто старайтесь больше концентрироваться.


Кладбище — место обитания тела и посещения души

Могила и памятник умершего — долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста — пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.

Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.

Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.

На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию — в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку — чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.


Записки в церкви об ушедшей душе

В церковной лавке можно увидеть предложение написать записки на проскомидию и на ектению.
При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене — ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.

Как писать записки о упокоении

    На прихрамовой территории или в храме найдите свечной ящик (церковную лавку). Заходя в храм, трижды перекреститесь, повторяя «Господи, помилуй меня», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Все святые, молите Бога о нас». Женщины должны посещать храм в платке и юбке — в большинстве храмов и юбки, и платки можно взять на время.

    Попросите бланк записки «Об упокоении».

    Перечислите в записке имена (в родительном падеже) людей, о которых вы хотите помолиться. В одной записке традиционно помещают не более 10 имен, но вы можете написать и больше (однако тогда придется оплачивать больше записок — таково традиционное пожертвование).

    Если человек скончался недавно и не минуло 40 дней после смерти, напишите в записке, которую будете подавать в церковной лавке — новопреставленного (новопреставленной); в других особых случаях смерти пишется: младенца (до 7 лет), отрока (от 7 до 17 лет), убиенного (убиенной — то есть убитого или убитой).

    В записке должны быть перечислены только имена крещеных людей.

Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия — приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

Причащайтесь сами и подавайте записку о вашем дорогом умершем на Литургию.


Сорокоуст 40 дней после смерти

Сорокоуст — поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней. Также можно заказать молебен об усопшем несколько раз или на 40 дней. Заказываются и молебен, и сорокоуст так же, как подаются обычные записки.

Существует сорокоуст о здравии или об упокоении. Второй заказывают о скончавшемся недавно человеке — лучше сразу после смерти.

Тогда поминание человека за Божественной литургией будет идти в течение 40 дней, как раз до сорокового дня по смерти, когда, по Церковному преданию, видениям и свидетельствам людей, пережившим клиническую смерть, душа получает свое постоянное место пребывания по смерти — в райских обителях или в аду. Об усопшем можно заказать поминовение на полгода, год и даже вечное: как и на сорокоусте, его все это время будут поминать за Литургией.


Сильная молитва за упокой — молебен

Ежедневно после утренней службы священник читает записки, поданные на молебен об умерших перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.

    Имена усопших вписывают в записку «О упокоении» и подают перед утренним богослужением; можно и после него, но вы можете опоздать, тогда записку прочитают на молебне в следующий день;

    Вписывая имена в записку, поминайте их словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…» Тогда вы не просто «закажете обряд», но положите начало молитве;

    Обычно в записку пишут до 10 имен, не умещайте на один листок больше — возьмите еще записку;

    Пишите имена в родительном падеже, то есть «О упокоении (кого?) Алексея, Лидии…»;

    Указывайте имена умерших, данные им при крещении; в сомнительном случае обратитесь с вопросом к сотрудникам храма или священнику;

    Не пишите ничего, кроме имен, например, отчества, фамилии или звания;

    Если человек скончался недавно и не минуло 40 дней после смерти, напишите — новопреставленного (новопреставленной); в других особых случаях смерти пишется: младенца (до 7 лет), отрока (от 7 до 17 лет), убиенного (убиенной — то есть убитого или убитой).

Отметим, что молебен за упокой души, сорокоуст, записка на проскочили или ектению, панихида — разные богослужения. Уточните, куда будет подана записка в храме, который вы посещаете.

Нужно помнить, что молитва — не обряд и не заговор. Как и в общении с обычными людьми, чтобы верно общаться с Богом, нужно соблюдать следующие правила. Это скорее правила диалога, беседы с Ним, чтобы вам самому услышать слова Творца в своем сердце:

    Молитесь осознанно, слушайте слова молитв.

    Молитесь на заказанном вами молебне от начала до конца. Это не молитва, которой помолятся «за вас», пока вы отдыхаете. Священник молится о вас от имени всей Церкви.

    Уточните время молебна заранее. Обычно он совершается после утренней Литургии.

Верьте, что Бог слышит вас. Он все обстоятельства сделает так, как лучше для вас. Все мы должны пройти через определенные трудности, получив жизненные уроки, став сильнее, умнее и добрее.

Молитесь Господу и дома, просите Его о помощи умершему, говорите с Ним и о любых ваших трудностях, благодарите за Его заботу. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием Господу и Пресвятой Богородице. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.


Дни поминания души после смерти

В день похорон обычно совершают отпевание, читают на могиле литию, а затем приглашают родных и близких на поминальный стол — поминки.

    Дома можно собрать желающих помянуть близкого человека на застолье, но без большого количества спиртного;

    Можно поставить неподалеку от стола фотографию умершего в траурной рамке и положить перед ней два цветка;

    Во время застолья завершением традиционных тостов могут стать слова «Вечная память» и «Царствие Небесное ему/ей», пьют при этом, не чокаясь.

Традиционными поминальными днями являются следующие

    Родительские субботы Великого поста. На буднях в Великом посту Литургия не совершается, если нет большого праздника. Служат Литургию Преждеосвященных Даров, но на ней усопшие по чину не поминаются. Потому постом об усопших Церковь молится реже, и, чтобы не лишать их молитвенного заступничества, Церковь благословила три дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы второй, третьей, четвертой недель поста. В эти дни важно побывать на Литургии, причаститься самим и помолиться за усопших, подав записки.

    Вселенская Мясопустная родительская суббота. Суббота мясопустная празднуется за неделю до начала Великого поста. Мясопустной называется, потому что приходится на одноименную неделю перед Масленицей, еще имеет название Малой масленицы.

    Троицкая родительская суббота. Троицкая - это вторая вселенская родительская суббота, когда Православная Церковь поминает всех умерших крещеных христиан. Приходится она на субботу перед праздником Троицы — Пятидесятницей.

    Радоница, Радуница. Это день особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели — второй недели после Пасхи. В Фомино воскресенье православные вспоминают, что воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть. Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. В этот день традиционно православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом. На кладбище поют пасхальный тропарь, кладут пасхальные яйца на могилки, служат литию.

    Поминовение воинов 9 мая. Единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату, и установлен Церковью недавно — 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после Литургии в храмах совершают панихиду обо всех воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

    Димитриевская суббота. Димитриевская родительская суббота - суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая. Она стала днем особого поминовения усопших после победы русских в Куликовой битве в 1380 году. В этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, а с течением веков традиция поменялась. Уже в летописи XV века, созданной в Новгороде, мы читаем о Димитриевской родительской субботы как о дне поминовения всех умерших.


Суеверия о мертвых

Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.

    Панихида, сорокоуст, лития — не заговор об изменении жизни. Это молитва Церкви, через которую Господь подает вам благодатную помощь, указывает истинный путь.

    Нет особого смысла в том, чтобы непременно заказать богослужения в трех церквях. Лучше заказать в ближайшем храме и чаще посещать утренние Литургии, когда будут поминать вас или вашего близкого человека, причащаться.

    Молитва об умершие и богослужения в церкви о нем не «очистят энергетику». Молитва — обращение к Богу здесь и сейчас. Церковь будет молиться о помощи Божией вам, о том, чтобы воля Божией действовала в вашей жизни. Ведь дьявол действует без нашего согласия, просто приходя к людям, не защищенным молитвой и церковными Таинствами.

Заказ панихиды не обязательно держать в тайне. Наоборот, можете рассказать близким об этом и вместе прийти в храм помолиться.

Правда в том, что зачастую на людей, твердо решивших креститься или крещеных, но решивших начать духовную жизнь, нападают бесы. Это выражается в плохом настроении и раздражительности, внезапной раздражительности у близких, поломках транспорта. Это реальные действия темных духов. Не бойтесь ни в коем случае: вы на верном пути, а они лишь пытаются помешать вам прийти под охрану Господа. Церковь издревле советует в подобных случаях читать псалом «Живый в помощи» (то есть «Живущий с помощью Божией»), где приводится диалог человека и спасающего его Бога.

Молитвами всех святых да хранит и да утешит вас Господь!

К счастью, все мировые религии утверждают, что смерть, это - не конец, а только начало. А свидетельства людей, переживших терминальное состояние, заставляют поверить в факт существования загробной жизни. О том, что происходит с человеком после ухода, каждая религия имеет свое объяснение. Но все религиозные учения едины в одном: душа бессмертна.

Неизбежность, непредсказуемость, а иногда и незначительность причин летального исхода выводили понятие физической кончины за грани восприятия человека. Некоторые религии преподносили внезапную кончину, как кару за грехи. Другие - как божественный дар, после которого человека ждала вечная и счастливая жизнь без страданий.

Все основные мировые религии имеют свое объяснение тому, куда уходит душа после смерти. Большинство учений говорит о существовании нематериальной души. После гибели тела, в зависимости от учения, ее ждет реинкарнация, вечная жизнь или достижение нирваны.

Прекращение жизнедеятельности организма делят на три основных этапа:

Что происходит после смерти человека с его душой - могут подсказать те люди, которых удалось вернуть к жизни во время терминального состояния. Все, кто пережил такой опыт, утверждают, будто видели со стороны свое тело и все, что с ним происходило. Они продолжали чувствовать, видеть и слышать. Некоторые даже пытались обратиться к родным или врачам, но с ужасом понимали, что их никто не слышит.

В итоге душа полностью осознавала, что произошло. После этого ее начинало тянуть вверх. К некоторым умершим являлись ангелы, к другим - любимые умершие родственники. В такой компании душа поднималась ко свету. Иногда дух проходил темный туннель и выходил к свету в полном одиночестве.

Многие люди, испытавшие подобные переживания, утверждали, что им было очень хорошо, не страшно, а возвращаться не хотелось. Некоторых незримый голос спрашивал о том, хотят ли они вернуться. Других буквально насильно отправляли назад, сообщая, что время еще не пришло.

Все возвращенные говорят о том, что никакого страха они не испытывали. В первые минуты они просто не понимали, что происходит. Но затем у них наступало полное безразличие к земной жизни и успокоение. Некоторые люди говорили о том, что они продолжали чувствовать сильную любовь к близким. Однако даже это чувство не могло ослабить желания идти к свету, от которого исходило тепло, доброта, сострадание и любовь.

К сожалению, о том что происходит в дальнейшем, детально рассказать уже никто не сможет. Нет живых очевидцев. Все дальнейшее путешествие души происходит только при условии полного физического умирания тела. А те, кто возвратился в этот мир, не пробыли в загробном достаточно долго для того, чтобы узнать, что было бы дальше.

Ученые смогли доказать существование души. Для этого медики взвешивали смертельно больных людей в момент смерти и сразу после нее. Оказалось, что все усопшие в момент смерти теряли одинаковый вес - 21 грамм.

Противники этой научной теории существования души пытались объяснить изменение веса умершего некоторыми окислительными процессами. Но современные исследования доказали со 100% гарантией, что химия тут ни при чем. И потеря веса у всех усопших поразительно одинаковая. Всего 21 грамм.

Многие ученые ищут ответ на вопрос о том, есть ли жизнь после смерти. Свидетельства людей, переживших клиническую смерть утверждают, что есть. Но ученые мужи не привыкли верить на слово. Им нужны материальные доказательства.

Одним из первых, кто попробовал сфотографировать человеческую душу, стал французский доктор Ипполит Барадюк. Он снимал больных в момент смерти. На большинстве фотографий над телами отчетливо было видно небольшое полупрозрачное облако.

Российские медики для подобных целей применяли приборы инфракрасного видения. Они фиксировали нечто, что выглядело как туманный объект, который постепенно растворялся в воздухе.

Профессор Павел Гуськов из Барнаула доказал, что душа у каждого человека индивидуальна, словно отпечатки пальцев. Для это он использовал обычную воду. Очищенная от любых примесей чистая вода ставилась рядом с человеком на 10 минут. После этого тщательно изучалась ее структура. Вода существенно изменялась и во всех случаях была разной. Если эксперимент повторялся с одним и тем же человеком - структура воды оставалась прежней.

Есть жизнь после смерти или нет, но из всех уверений, описаний и открытий следует одно: что бы ни было там, за гранью, бояться этого не нужно.

Что происходит после смерти

Исчезает ли сознание после смерти?

В 2010 году один из самых уважаемых ученых в мире, Роберт Ланца, выпустил книгу под названием “Биоцентризм: как жизнь и сознание являются ключами к пониманию истинной природы Вселенной”.

Специалист по регенеративной медицине и научный руководитель компании “Передовые мобильные технологии”, Ланца тоже очень интересуется квантовой механикой и астрофизикой, которые привели его на путь разработки своей теории биоцентризма: теория о том, что жизнь и сознание являются фундаментальными для понимания природы нашей реальности, и это сознание приходит до создания материальной Вселенной.

Его теория предполагает, что наше сознание не умирает вместе с нами, и не стоит на месте, и это говорит о том, что сознание не является продуктом мозга. Это нечто совершенно иное, и современная наука только начинает понимать, что это может быть.

Эта теория лучше всего иллюстрирует квантовый двухщелевой эксперимент. Это является прекрасным примером что факторы, связанные с сознанием, и наш физический материальный мир связаны в некотором роде; что наблюдатель создает реальность.

Физики были вынуждены признать, что Вселенная может быть ментальной конструкцией или, по крайней мере, что сознание играет важнейшую роль в создании материи.

Теория Ланца означает, что если тело генерирует сознание, то сознание умирает, когда умирает тело. Но если организм получает сознание в той же степени, что кабельная муфта получает спутниковые сигналы, то, конечно, сознание не заканчивается после смерти физического проводника. Это пример, который обычно используется для описания загадки сознания.

Идея, что мы могли бы жить в голографический Вселенной не такая уж и надуманная, и если наблюдатель необходим для физической материи, чтобы проявить, то наблюдатель должен существовать и для физического тела.

Гипотеза, что мозг создает сознание доминирует в основном в материалистическом мире науки, несмотря на многочисленные свидетельства, которые показывают, что мозг (и вся наша физическая реальность, если на то пошло) может быть продуктом сознания.

Ниже приводится большая цитата для иллюстрации того, что имеется в виду под “материальной” наукой.

– Манифест для “Пост-материалистической науки”

Изучение нейрохимических процессов в мозге, которые происходят, когда один оказывает субъективный опыт, является важным, и предлагает определенные выводы. Это говорит нам, что когда “опыт” происходит, это происходит в мозге. Но это не доказывает, что нейрохимические процессы производят опыт. Что, если само переживание (опыт) производит нейрохимические процессы?

Определение того, как сознание вызывает материю - это наш следующий шаг. Одно является верным: пришло время расширить границы наших базовых знаний.

Последствия этой теории огромны. Только представьте, если бы жизнь после смерти была подтверждена в рамках научного сообщества - на сколько это повлияет не только на понимание науки, но и философию, религию и многие другие сферы нашей жизни?

Что говорят мировые религии

О том, существует ли жизнь после смерти, основные мировые религии отвечают утвердительно. Для них смерть - это всего лишь гибель человеческого тела, но не самой личности, которая продолжает свое дальнейшее существование в виде духа.

У разных религиозных учений свои версии того, куда отправляется душа после того, как покидает землю:

Великий древнегреческий философ Платон также много размышлял о судьбе души. Он считал, что бессмертный дух приходит в человеческое тело из священного высшего мира. А рождение на земле - это сон и забытье. Бессмертная сущность, заключенная в теле, забывает истину, так как переходит от глубокого, высшего познания к низшему, а смерть является пробуждением.

Платон утверждал, что отделившись от телесной оболочки, душа способна рассуждать более ясно. Обостряются ее зрение, слух, чувства. Перед умершим появляется судья, который показывает ему все прижизненные дела - и хорошие, и плохие.

А также Платон предупреждал о том, что точное описание всех деталей потустороннего мира является лишь вероятностью. Даже человек, переживший клиническую смерть неспособен достоверно описать все то, что он успел увидеть. Люди слишком ограничены своим физическим опытом. Наши души неспособны четко увидеть реальность до тех пор, пока связаны с физическими чувствами.

А человеческий язык сформулировать и верно описать подлинные реальности неспособен. Нет таких слов, которыми можно было бы качественно и достоверно обозначить потустороннюю действительность.

Некоторые лекции по теме

Ниже отличное видео от доктора Гэри Шварц, профессора университета Аризоны, о том, что сознание является продуктом мозга или его приемником. Это небольшой обзор на тему, которая полна рецензируемых научных исследований, что не многие люди имеют время, чтобы пройти.

– Д-р Гэри Шварц, профессор психологии, медицины, неврологии, психиатрии и хирургии в университете штата Аризона

Понимание смерти в христианстве

В христианстве считается, что на протяжении 40 дней после смерти душа находится там, где жил человек. Именно поэтому родственники могут чувствовать, что дома присутствует кто-то незримый. Очень важно, насколько это возможно, взять себя в руки, не рыдать и не убиваться по покойному. Прощаться со смирением. Дух все слышит и чувствует, и такое поведение близких будет причинять ему еще большую боль.

Лучшее, что могут сделать родственники - это молиться. А также читать Священное Писание, помогая этим понять, что душе делать дальше. Важно помнить о том, что до девятого дня все зеркала в доме должны быть закрыты. Иначе призрак будет испытывать боль и шок, смотрясь в зеркало и не видя себя.

К божьему суду душа должна готовиться в течение 40 дней. Поэтому в христианстве наиболее важными днями после кончины человека считается третий, девятый и сороковой день. Близкие в эти дни должны сделать все возможное, чтобы помочь душе подготовиться к встрече с Богом.

Священники говорят, что хоронить усопшего раньше третьего дня нельзя. Душа в это время еще остается привязанной к телу и находится рядом с гробом. В это время нельзя обрывать связь духа с его мертвым телом. Этот установленный Богом процесс необходим для окончательного понимания и принятия душой свой физической кончины.

На третий день душа впервые видит Бога. Она возносится к его престолу вместе со своим ангелом-хранителем, после чего отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда. Предстоит потом увидеть и Ад. Суд состоится только на 40 день. Считается, что отмолить можно любую душу, а значит, в это время любящие родственники должны усиленно молиться за усопшего.

На девятый день душа снова предстает перед Господом. Родные в это время могут помочь покойному смиренными молитвами. Вспоминать нужно только его хорошие дела.

После вторичного посещения Всевышнего ангелы отводят дух умершего в ад. Там у него будет возможность наблюдать муки нераскаявшихся грешников. Считается, что в особых случаях, если усопший вел праведную жизнь и сотворил много добрых дел, его участь может быть решена в девятый день. Такая душа становится счастливой обитательницей Рая раньше 40 дня.

Сороковой день - очень важная дата. В это время решается дальнейшая судьба усопшего. Его душа в третий раз приходит на поклон к Создателю, где совершается суд, и сейчас последует окончательное решение относительно того, куда будет определен дух - в Рай или Ад.

В 40 день душа в последний раз спускается на землю. Она может обойти все самые дорогие для нее места. Многие люди, которые потеряли близких, видят умерших во сне. Но именно после 40 дня перестают физически ощущать их присутствие рядом.

Есть люди, которые интересуются, что бывает в тех случаях, когда умирает некрещеный. Отпевание не совершается. Такой человек находится вне юрисдикции церкви. Его дальнейшая судьба только в руках Божьих. Поэтому в годовщину смерти некрещеного родственника, близкие должны молиться за него как можно искреннее и с надеждой, что это облегчит его участь на суде.

Что насчет околосмертного опыта

Ниже видео доктора Брюса Грейсона, выступающего на конференции, которая была проведена Организацией Объединенных Наций. Он считается одним из отцов околосмертельных исследований и является почетным профессором Психиатрии и Нейроповеденческой Науки в Университете Вирджинии.

В видео он описывает зарегистрированные случаи людей, которые были клинически мертвы (отсутствие на показателях мозговой деятельности), но наблюдающий все, что происходило с ними в то же время. Он описывает случаи, где люди в состоянии описать вещи, которые на самом деле невозможно описать.

Еще одно существенное заявление Доктора Грейсона утверждает, что такого рода исследования, не рекомендуются из-за нашей склонности рассматривать науку как сугубо материалистическую. Видеть - это верить, так говорится, в научном сообществе. Очень жаль, что только потому, что мы не можем что-то объяснить в рамках материального, значит, что это должно быть немедленно дискредитировано.

Исследователи наблюдали в общей сложности 344 пациента, и 18% из них имели какую-то память от того, когда они были мертвы или без сознания и у 12% был очень сильный и “глубокий” опыт. Имейте в виду, что этот опыт произошел, когда нет электрической активности мозга, после остановки сердца.

По материалам collective-evolution.com

Смерть – понятие, которое каждый понимает по-своему. Кто-то боится и избегает рассуждений о конце, а кто-то принимает это как неизбежное завершение жизни. Что происходит в первые дни после смерти с душой? Как себя должны вести близкие?

Когда человек умирает, то его душе предстоит большой путь. После 3,9 и 40 дней после смерти он проходит определенные препятствия. В это время родственники организовывают поминки, службы в церкви или костеле, много молятся. Однако для чего это нужно делать, понимают далеко не все.

Душа в первые дни после смерти

Согласно православным каноном умершего принято хоронить на третий день. В первые часы после смерти душа может отправляться куда хочет. Она не понимает еще, что тело умерло. Страхи и любовь при жизни тянут душу в родные места, к близким. Этот период нацелен для того, чтобы душа приняла свое положение.

На третий день душа с ангелами отправляется на встречу с Богом. В это время родственники проводят панихиду – прощание с телом человека и его душой.

Поклонившись перед Богом, ангелы показывают умершему Рай и души, проживающие в нем. Это длится шесть дней. Душа теряется, ведь с одной стороны ее тянет в прекрасное место, куда хотят попасть все живущие. А с другой, он понимает, что пороки и грехи при жизни делают его недостойным для этого чистого мира.

С наступлением девятого дня душа отправляется вновь к Господу. До 40 дней она мается, после чего наступает суд, который и определит ее место до Второго Пришествия. Библия не знает точно, как выглядит ад, но мы точно знаем, что там душа не отдыхает.

Важно, чтобы в эти дни родные молились за умершего, тем самым поддерживая его перед ответственным моментом. Ведь после смерти молитва – это единственное, чем мы можем помочь душе усопшего.

Поведение людей в эти дни

Ожидание суда – это не постороннее дело для близких. Умерший после 9 дней очень нуждается в поддержке. Постоянными молитвами в первые дни после смерти Вы облегчаете его страдания и даете надежду на спасение.

Если человек вел неправильный образ жизни, но после смерти за него читают молитвы, значит есть в нем и хорошее, за что он заслуживает достойное место после смерти. Еще лучше заказать на 9 день службу в церкви, но и не забывать про личные молитвы. Пожертвования и милостыня также относятся к благодатным делам в первые дни после смерти.

Поминки или «сороковины» - это организованная встреча близких, при которой все вспоминают добрые дела усопшего и утешают друг друга. Стоит отметить, что православные поминки запрещают употребление спиртных напитков. Память о безвременно покинувшем близком подчеркивают минутой молчания.

Близкие родственники до 40 дней соблюдают траур. Они в своем гардеробе используют темные тона, не посещают увеселительные заведения, не употребляют алкоголь. Скорбь, уныние и постоянные молитвы – главные их спутники в этот период. Таким поведением они подчеркивают уважение и любовь к умершему, помогает ему справиться со всеми испытаниями.

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти - испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

В статье:

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств» , под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, - до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти - сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие - слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым - ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое - чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое - леность, праздность. Шестое - воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое - сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое - лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое - обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое - зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое - гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое - гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое - злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым - чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое - блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый - проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама - с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое - ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание - немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний - «по ту сторону» , а загробный - «за гробом» .

В христианской традиции мытарства происходят на , длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай - сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы - та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней - общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад - Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя , место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Содержание

Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

Что видит человек, когда умирает

О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

  1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.
  2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.
  3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.
  4. Человеку не хочется возвращаться обратно.
  5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях – наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи.

Рассуждая, видят ли нас умершие после смерти, следует обратиться к Библии, где говорится о том, что души, покоящиеся в раю, помнят свою жизнь, могут наблюдать за земными событиями, но не испытывают при этом страстей. Люди, которые после смерти были признаны святыми, являются грешникам, пытаясь наставить их на истинный путь. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак. Другая теория говорит о том, что дух является в гости для общения только во сне, когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

После потери близкого ­боль утраты бывает очень велика. Хочется знать, слышат ли нас умершие родственники, чтобы рассказать о своих бедах и печалях. Религиозное учение не отрицает того, что умершие люди становятся ангелами-хранителями для своего рода. Однако чтобы получить такое назначение, человек при жизни должен быть глубоко верующим, не грешить и следовать божьим заповедям. Часто ангелами-хранителями семьи становятся дети, ушедшие рано, или люди, посвятившие себя богослужению.

Есть ли связь с умершими

По мнению людей с экстрасенсорными способностями, связь между реальным и загробным миром существует, причем очень прочная, поэтому возможно выполнить такое действие, как поговорить с умершим. Чтобы связаться с усопшим из потустороннего мира, некоторые экстрасенсы проводят спиритические сеансы, на которых можно пообщаться с умершим родственником и задать ему вопросы.