Монастырь Бодбе, Грузия. Монастырь бодбе Источник святой нины в грузии

Осенью 2016 года сестры Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря совершили паломничество по святым местам Грузии. Накануне празднования памяти святой просветительницы Иверии предлагаем вам фоторепортаж о поездке.

Грузинская Православная Церковь - одна из древнейших в христианском мире. Крещение Грузии на реке Куре состоялось в 324 году (по другим источникам, в 326 году). Произошло это благодаря уроженке Каппадокии, св. Нине, которую за просвещение Грузии именуют равноапостольной. В 12 лет девочка вместе с родителями переселилась в Иерусалим, откуда отправилась с проповедью христианства в Иверию. В древнюю столицу государства, город Мцхет, она вошла в 319 году.

Монастырь Самтавро

Храм св. равноап. Нины рядом с местом, где она подвизалась, придя в Грузию из Иерусалима

Монастырский двор

Храм Преображения Господня

Монастырское кладбище

Башня царя Мириана. В 1971 г. духовником монастыря становится прп. Гавриил (Ургебадзе). В это время старец Гавриил жил в башне царя Мириана

Справа - место, где был похоронен прп. Гавриил (Ургебадзе), в настоящее время его мощи обретены. Слева - могила мамы старца Гавриила монахини Анны

Джвари

Слияние рек Куры и Арагви

"Немного лет тому назад , Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь". М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

Джвари - грузинский монастырь и храм VII века (промежуток между 605 и 642 гг.). Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где, согласно историческим источникам воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари - один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Сохранился лишь постамент креста, который был установлен св. Ниной на этом месте

Икона св. равноап. Нины в Джаври

Бодбе

Перед своей кончиной святая Нина удалилась в местечко Бодбе и там же, прослужив некоторое время, она была похоронена. В скором времени по просьбе царя Мириана над могилой св. равноап. Нины был возведен храм в честь святого великомученика Георгия - ее родственника, небесного покровителя Грузии, а близ храма возник и монастырь.

Первоначально построенный храм на месте захоронения равноап. Нины до наших дней не сохранился, на его месте был построен кафедральный собор во имя вмч. Георгия, в южном приделе которого и находится национальная грузинская святыня - могила св. равноап. Нины.

Мощи св. равноапостольной Нины под спудом

Сразу за храмом есть смотровая площадка с прекрасным видом на Алазанскую долину, за ней дорожка вниз к источнику святой Нины.

Целебный источник святой равноап. Нины находится в 3-х км от обители

На территории монастыря строится большой храм равноап. Нины

Фрагмент нового храма

Территория Бодбийского монастыря

Монастырское кладбище

Монастырский огород и виноградник

Тбилиси

Крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию

Сиони - исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом соборе г.Тбилиси и находится сегодня крест равноап. Нины

Сиони. Интерьер храма

Ночной Тбилиси

Цминда Самеба (Храм Пресвятой Троицы). Главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви, который находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры). В соборе 13 престолов; нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Мцхета

Кафедральный собор Светицховели, расположенный в историческом городе Мцхета, в 20 км к северо-западу от города Тбилиси. Светицховели долгое время был главным храмом Грузии и остается одним из самых почитаемых мест по сей день. Именно здесь, вдохновленный проповедью равноап. Нины, крестился первый христианский царь Грузии - Мириан. Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира - Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Интерьер собора

Место, где под спудом находится Хитон Господень

Собор Светицховели был построен в XI веке (1010- 1029 г.г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженной в IV веке. С возникновением этой церкви связано предание о принятии Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония - умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево - ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Просветительница Грузии святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро изцеляло больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

Недалеко от Сигнахи, в живописной местности с видом на Алазанскую долину и, если повезёт, заснеженные вершины Кавказского хребта расположился монастырь Бодбе. Святая равноапостольная Нина грузинская, одна из самых почитаемых в Грузии, нашла здесь своё последнее пристанище.

Из Тбилиси в Бодбе прямой маршрутки нет. Первый вариант – не о чём не думать и прибегнуть к помощи турфирм Тбилиси, второй вариант – договориться с такси и третий вариант, самый бюджетный – на маршрутке до Сигнахи.
Если нужно попасть в монастырь самостоятельно, то нужно сесть на маршрутку до Сигнахи и попросить водителя, чтобы он остановил перед поворотом на монастырь. От поворота до монастыря пешком около 1,5 километра. Обратно в Тбилиси нужно либо дойти до этого же поворота и ждать маршрутку или дойти до площади Ираклия II в Сигнахи (около трёх километров), где останавливаются те же маршрутки. Поездку в Бодбе можно и нужно совместить с осмотром замечательного городка Сигнахи. Расстояние от Тбилиси до Бодбе около 110 километров, время в пути около двух часов.

Дорогу от Сигнахи к монастырю Бодбе можно спросить у жителей или, если вы ориентируетесь в названиях, от площади Ираклия II идти по улице Бараташвили по направлению на Тбилиси.

С дороги открываются превосходные виды на Сигнахи и Алазанскую долину.

По пути нам встретились цветы огромных размеров.

Они росли рядом с домом, откуда к нам вышла женщина и пригласила посмотреть её цветы.

Проходим мимо заправочной станции.

И практически сразу после неё поворот налево к монастырю Бодбе.

Монастырь Бодбе.

Монастырь Бодбе сейчас действующий женский монастырь и попасть в него можно только до 19-00 и не во все помещения. Бодбийский монастырь святой Нины одна из главных святынь православных христиан Грузии и паломников здесь много.

В основном все приезжают на своих машинах, для парковки которых перед монастырём выделено большое место.

Рядом с парковкой уже несколько лет работает трапезная “Пилигрим”, где можно отдохнуть и поесть национальные блюда.

Вся еда готовиться по рецептам монахинь, а доходы, получаемые с трапезной, идут полностью на восстановление монастыря.

Поэтому покупая что-то, будь то кусочек хачапури или чашечка кофе, вы вносите свою лепту в это достойное дело.

Мы тоже внесли свой вклад в реставрацию и строительство монастыря, не исключая, конечно, и собственной выгоды вкусно покушать.

Пора ознакомиться с постройками монастыря Бодбе.

Главная достопримечательность Бодбе это Храм святого Георгия IX века с могилой святой Нины IV века.

Внутри храма, кроме могилы святой Нины, достойны внимания мироточивая икона Иверской Божией Матери и могила 1803 года генерала Василия Гулякова, разбившего войско дагестанцев у реке Иори. Фотографировать в храме, к сожалению, нельзя. Поэтому ограничусь фото территории монастыря Бодбе и попутно скажу несколько слов о человеке, которому монастырь обязан своим основанием.

Святая Нина.

Святая равноапостольная Нина родилась в богатой и знатной семье на территории Каппадокии (современная Турция) в конце III века. Родители её были римский полководец Завулон и сестра Патриарха Иерусалима Сосанна.

Когда Нине исполнилось 12 лет, её семья отправилась из Каппадокии в Иерусалим. Отец уединился в Иорданской пустыне, а мать стала помогать своему брату ухаживать за нищими. Нину отдали на воспитание прислужнице Гроба Господня Саре.

От Сары Нина узнала, что Риза Господня была перенесена из Иерусалима в Мцхету. Как Риза Господня попала в Грузию эта уже другая история, к которой вернёмся при рассказе о Мцхета.

В 14 лет к Нине во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила о том, что на Нину возложена святая миссия найти Ризу Господню и проповедовать Истинную Веру в Иверии (современная Грузия).

Иверия считается первым уделом Богородицы или проще землёй под её особым покровительством. Именно Богородице, после распятия Христа, по жребию нужно было отправиться в Иверию для проповеди Евангелия.

Богородица вручила Нине крест из виноградной лозы (хранится сейчас в Тбилиси, в Сионском соборе) и благословила её на апостольский подвиг.

И вот в возрасте 23 лет Нина и ещё несколько православных девушек начали свой путь в Иверию.

Путь лежал через Армению, где местному царю понравилась одна из девушек и он захотел оставить её. Но она отказалась и в гневе царь убил всех, спаслась волей Богородицы, только одна Нина.

В Грузии молитвами святой Нины исцелились от болезни царица Нана, царь Мириан и был найден Хитон Господень. Вскоре в водах реки Арагви во Мцхета уже весь народ Иверии принимал крещение.

Умерла Святая Нина в селе Бодбе. Царь Мириан хотел перенести мощи святой к Хитону во Мцхету, но даже двести человек не смогли сдвинуть с места её усыпальницу. Тогда над могилой святой Нины царь велел построить храм, который до наших дней не сохранился, и основать около могилы монастырь.

История Бодбе.

С тех пор на долю монастыря Бодбе, как и Грузии, выпало много разных событий. Здесь и монголо-татарское нашествие, и арабское вторжение, сильное землетрясение XIV века, вхождение Грузии в состав России в 1801 году (в наследие от России, кстати, досталась построенная рядом колокольня)

и закрытие монастыря Бодбе в 1926 году большевиками (у входа в храм могила последней настоятельницы монастыря того времени игуменьи Нины).

Но за всё это нелёгкое для Грузии время, могила Святой Нины, как особо почитаемое место, со времени захоронения не была ни кем тронута.

На территории Бодбе находится ещё один храм и, по первому впечатлению, очень старый и главный. На самом деле, строительство Храма Святой Нины (так его назвали) началось в 2010 и сейчас его достраивают, проводят внутренние и наружные работы.

Разорённый советской властью, монастырь Бодбе в наше время обрёл новую жизнь. С 1991 года идёт возрождение святыни. Сейчас в Бодбе живут около 30 монашек, которые трудятся в обители.

Источник Святой Нины.

У Бодбе есть свой целительный источник. Говорят, что до советской власти он находился в самом монастыре, но с её приходом иссяк. Забил источник снова живительной влагой только в 90-е годы у подножия горы, где находиться монастырь. Спуск вниз в центре монастыря Бодбе прямиком приведёт к источнику святой Нины.

Идти от Бодбе до источника достаточно далеко, около двух километров и если туда спускаться достаточно легко, то подниматься сами понимаете. Кому крутой подъём обратно будет в тягость, есть ещё автомобильная дорога до источника. Она более пологая, но более длинная. На крайний случай, у родника всегда дежурят таксисты, можно воспользоваться их услугами.

Сам источник находится в кирпичном здании, куда по очереди пускают мужчин и женщин. Для прохождения омовения нужно не забыть взять с собой хитон (рубашку) или приобрести его (отличный сувенир на память) на входе в источник. Перед входом надо снять обувь. Вода в источнике очень холодная, бодрое расположение духа на ближайшие несколько часов вам обеспечено.

По одной и той же дороге ходить не в наших привычках. После зарядки бодрости в источнике, обратно в Сигнахи мы решили вернуться пешком по автомобильной дороге и нисколько не пожалели. Ведь по пути было столько интересного: и стадо коров, и цветение граната, и многого другого.

Святая равноапостольная НИНА, просветительница Грузии (†335)

Равноапостольная Нина (груз. წმინდა ნინო) - апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины. С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией. Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень.

Святая Нина родилась около 280 года в малоазийском городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Она была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха. В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями в Святой город Иерусалим. Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу ушел и скрылся в Иорданской пустыне. Для всех осталось неизвестным место его подвигов, равно как и место смерти. Мать святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме Гроба Господня в диакониссы,Нина же была отдана на воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре и по прошествии всего двух лет, при содействии благодати Божией, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия. Старица говорила Нине: « Вижу, дитя мое, силу твою, равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных. Или же можно тебя уподобить орлице, парящей в воздухе. Для нее земля кажется маленькой жемчужиной, но лишь только заметит она с высоты свою добычу, как мгновенно, подобно молнии, устремляется на нее и нападает. Такова же точно будет и твоя жизнь».


Читая евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, св. Нина останавливалась мыслью на судьбе хитона Господня. От своей наставницы Нианфоры она узнала, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери, и что жители этой страны до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.Пресвятая Дева, явилась ей в сонном видении, и вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест, иди в страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа. Я же буду твоей Покровительницей».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посредине. В то время был обычай: хозяин отрезал волосы у раба и хранил их в подтверждение, что этот человек - его раб. Нина сама себя посвятила служению Кресту.

Взяв благословение у своего дяди Патриарха на подвиг благовестия она отправилась в Иверию. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 53 девы (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана. Направляемая невидимой рукою, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом, при виде участи своих подруг, святая увидела светоносного ангела, обратившегося к ней со словами утешения: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду.»

Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь. Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе в 319 году, в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.

Однажды огромная толпа народа во главе с царем Мирианом и царицей Наной направилась к горной вершине, чтобы совершить там приношение языческим богам: Армазу - главному идолу, выкованному из позолоченной меди, с золотым шлемом и глазами из яхонта и изумруда. Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол Каци, слева— серебряный Гаим. Полилась жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны и воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце святой девы.По ее молитвам туча с громом и молниями разразилась над тем местом, где стоял идольский жертвенник. Идолы были разбиты в прах, дождевые потоки низвергли их в пропасть, а воды реки унесли их вниз по течению. И снова воссияло с неба светозарное солнце. Это было в день преславного Преображения Господня, — когда воссиявший на Фаворе истинный свет впервые преобразил на горах Иберии тьму язычества в свет Христов.


Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Святая Нина возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его матери живым и здоровым.

Вид на Мцхету с Джвари. Мцхета город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Здесь располагается кафедральный собор Светицховели.

Желание найти хитон Господень не оставляло святую Нину. С этой целью она часто ходила в еврейский квартал и спешила им раскрыть тайны царствия Божия. И вскоре еврейский первосвященник Авиафар и его дочь Сидония уверовали во Христа. Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада. Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Нина с несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.

С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная идолопоклонница, поставившая в Иберии статую Венеры. Однако благодать Божия, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Вскоре она неизлечимо заболела и ей пришлось обратиться за помощью к святой. Взяв свой крест, Святая Нина положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение, и царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица пред всеми исповедала, что Христос есть истинный Бог и сделала святую Нину своею приближенною подругою и собеседницей.

Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину. Обуреваемый такими враждебными помыслами, царь отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря. Блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его. Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:

— Боже Нины! рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!

И тотчас стало светло все и буря утихла. Изумляясь такой силе одного лишь имени Христова, царь воззвал: «Боже благословенный! на сем месте я воздвигну древо креста, чтобы на вечное время было памятно явленное Тобою мне ныне знамение!»

Обращение к Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Мириан был для Грузии тем, кем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иберии святую Церковь Божию. Император прислал Антиохийского архиепископа Евстафия с двумя священниками, тремя диаконами и все необходимое для богослужения. По их прибытии, царь Мириан, царица и все дети их тотчас же в присутствии всех приняли святое крещение. Крещальня была устроена близ моста на реке Куре, там епископ и крестил военачальников и царских вельмож. Несколько ниже этого места два священника крестили народ.

Джвари— грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно — там, где стоял упомянутый великий кедр. Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда. Но седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, никакой силой невозможно было сдвинуть с места. Святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Поутру ей явился дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии и освещал весь город. Никем не поддерживаемый, он то поднимался, то опускался и касался пня, и, наконец, остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями, с верой мазавшиеся им, получали исцеление. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма Светицховели (груз. — животворный столб) , который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился. На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.


Светицховели (животворный столб) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда по воле Божией хитон был вырыт из земли. В годы нашествия Чингизхана один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню, с молитвой открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный хитон Господень и передал его главному архипастырю. С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма, где оставался до XVII века, пока персидский шах Аббас, завоевав Иберию, не взял и послал его как бесценный дар, Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу государя Михаила Феодоровича, чтобы заручиться расположением Российского царского двора. Царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Российской Церкви с тех пор был установлен праздник положения ризы, т.е. хитона Господня.

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, Святая Нина ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Карталией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней.

В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

С овершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иберийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Затем она благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в Бодби, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).


Тело ее похоронили в убогой палатке, как она и хотела, в селении Буди (Бодби). Глубоко опечаленные царь и епископ, а с ними и весь народ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения.


На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

*При подготовке материала использовались сведения из различных православных источников.

Тропарь, глас 4
Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Придите сегодня все, / воспоем избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, / Богоматери ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Фильм из цикла «Святыни Христианского мира»: КРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ

Святая Нина (по грузински Нино), равноапостольная просветительница Грузии. В Православной Церкви празднуется 27 января, а в католической Церкви 15 декабря .

Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию Победоносцу, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха .

По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица, было просвещение Иверии, так как Иверия (Грузия) - первый удел Божией Матери. Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа , поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы.

Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете . Сегодня этот собор 12 апостолов одно из главных духовных мест Грузии.

В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская" Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения - Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы - одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели. Икона - ровесница святой Нины, 4 век..

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Собор Светицховели - древнейший православный собор в Грузии, являющийся ее духовным символом. В нем проводились коронации и захоронения царей семьи Багратиони , последний представитель которой умер относительно недавно, не оставив после себя наследников.

Легенда о основании собора очень интересная. В I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать у нее из рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп» .

В подтверждение правдивости этой легенды в церкви есть икона изображающая эти события.


Собор очень величественно смотрится снаружи, красив он и внутри. Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Обязательно нужно обратить внимание на каменные купели IV века, в которых крестили королей . К сожалению остатки оригинального животворящего столба увидеть невозможно, так как над ним построена колонна . В правом пределе храма есть колодец, время от времени в нем набирают ведро воды и ставят его рядом. Вода эта считается целебной. И ее может пить каждый желающий.
Еще хочется сказать пару слов о надгробных плитах расположенных в церкви. Служащие церкви их постоянно моют, поэтому внимательно смотрите под ноги - не наступайте из уважения к умершим.

В храме так же находится плащ Ветхозаветного Пророка Илии.

В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Этот собор, самая важная часть туристического Мцхета. Храм имеет огромное значение в духовной жизни Грузии, именно здесь исторически назначаются грузинские Патриархи ..

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду.

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова , ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался , а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку, чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их.

После усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Сиони (სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани) . В этом соборе города Тбилиси и находится сегодня крест святой Нины. .

Согласно «Житию св. Нины» , в 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия , Гаиания и несколько девушек-христианок бежали. Когда они оказались на территории Армении, царь Тиридат получил письмо от Диоклетиана, в котором говорилось о беглянках и о необычной красоте Рипсимии. Царь Армении решил завладеть ею, но получил отказ, за это он приказал изрубить всех дев. Спаслась только святая Нина. И уже в одиночестве она продолжила свой путь в Иверию.

Её проповедь привела ко Христу всю Грузию .

Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре, в Кахетии (Грузия) .


Могила Св.Нины

Бодбийский монастырь — монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января.

Город Мцхета , в котором жила и молилась святая Нина, является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек. Очень милый тихий древний центр Грузии, многонациональный город. К русским отношение братское.

Монастырь Джвари .
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
(М.Ю.Лермонтов)


Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний : с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри .


Кто посетил это место это место хоть однажды, тот получил духовный заряд на всю жизнь. Это великолепное старинное место. Одно из самых сильных впечатлений в Грузии. Там сильно дует ветер, видно далеко вокруг и на душе очень хорошо. Храм очень закопчён от времени.

Монастырь Самтавро 4 век..

Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией. Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. В храме похоронен царь Мириан и его жена Нана - первыми принявшие крещение христианской верой от Святой Нино в 337 году.

Здесь же находятся мощи святого Шио. Почитается как чудотворец в христианстве. По удалении родителей в монастырь, Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному Иоанну , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался в течение 20 лет. Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной. Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей.


Монастырь Зедазени

Уже одна только дорога до монастыря — испытание веры: лучше брать внедорожник и быть готовым биться на ухабах головой о потолок, обычная легковая даже в сухую погоду не пройдет. Но когда выходишь к полуразрушенной стене, маленькому монастырскому двору с овцами и большому кресту (он, кстати, вечером весь в лампочках — зрелище пробирает до мурашек), про шишку на лбу уже и не помнишь.
Зедазени основал один из тринадцати ассирийских старцев, и, как гласит местная легенда, он открыл целебный источник, который в голодные годы поддерживал обитель.


Шио-Мгвимский монастырь.

Монастырь интересно расположен в окружении гор. В горах видно множество пещер, но сейчас они не используются. В монастыре сохранилось несколько древних интересных фресок. До монастыря ведет довольно жесткая гравийная дорога.

Длинный водопровод, протянутый одним из помощников царицы Тамары из соседнего села еще в XIII веке, почитается здесь не меньше замечательных видов на горные склоны (а монастырь зажат между стенами ущелья) и фресок (самые красивые — в часовне, стоящей поодаль) — как-никак великое человеческое изобретение.

Впрочем, аскетичное и вместе с тем очень крепко сбитое здание самого монастыря тоже вызывает у путешественника не меньшее уважение. Очень своеобразный монастырь, аналогов которому практически нет в Грузии. Также интересны в монастыре многочисленные кельи, вырытые монахами в пещерах окрестных гор.

Сама Мцхета (основан Мцхетосом) — небольшой город, исторический центр которого сконцентрирован вокруг храма Светицховели. Недавно здесь провели масштабную реконструкцию, чтобы сделать город привлекательнее для туристов: старинные улочки замостили булыжником, жителям города построили новые опрятные домики, обнесли все участки одинаковыми заборами, организовали ненавязчивые ларьки с сувенирами и конные экипажи — выглядит немного нарочито, но все равно симпатично.

Древняя столица Иберии еще в первые века была весьма успешным городом, но потом он пришел в упадок, да так и остался — только в XII веке тут вдруг решили построить монастырь, оказавшийся впоследствии тоже заброшенным. Теперь же тут вяло ведутся раскопки с XIX века, и археологи уже откопали фундаменты построек, террасы, кое-какие башни и остатки стен.

Слияние двух мощнейших (и поистине красивых) рек Грузии Агавы и Куры не смогло оставить равнодушным ни грузинских поэтов, ни квартировавшего неподалеку с полком Лермонтова (см. «Немного лет тому назад,/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь"), и даже с приходом цивилизации в виде автодорог и новостроек не может оставить современного туриста. Смотреть на то, как две бирюзово-лиловые реки сливаются в одну, а у их берегов раскинулся город с башенками храмов, лучше всего с холма у монастыря Джвари.

Сюда можно добраться на такси из Тбилиси. Водители с удовольствием рассказывают о древней столице Грузии как профессиональные гиды))
Дорога к монастырю по серпантину не менее живописна.

Если пройти вниз в сторону слияния рек Арагви и Куры, можно выйти к маленькому древнему но действующему антиохийскому храму, где хорошо отдохнуть от групп туристов: Отличный вид на Джвари, в садике растет виноград.

Ужасно популярное место ресторан Салобио, где вообще-то все вкусно, но гордятся больше всего лобио. "Салобио" растянулся вдоль железной дороги и трассы Мцхета-Тбилиси и напоминает один большой грузинский дом с балконами, на которых за низенькими столиками сидят и обедают друзья-соседи. На огромных подносах приносят хинкали (счет идет не на штуки, а десятки), в горшочках - горячее лобио (в него полагается ломать кукурузные лепешки мчади), на тарелках - маринованный перец, а в кувшинах - домашнее вино.

Город Сигнаги , в котором похоронена святая Нина . Город выглядит очень отполированным. По городу интересно погулять, поизучав архитектуру. Маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети . Грузинский город Сигнаги находится в самом сердце Кахетии в 100 км от Тбилиси (2 часа езды). Центр историко-географической области Кизики . Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.

Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью , входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили , уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.

В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.

Тихие мощеные улочки, старенькие ярко-синие "москвичи", забитые вереском и хлебом, частые туманы и окружающие горы и холмы сделали Сигнахи любимым туристическим местом и эпицентром свадеб - его даже называют здесь "город любви". Последнее очень кстати придумал эксплуатрировать Саакашвили, понастроив романтических водопадов, ресторанов и гостиниц - как следствие, масса старушек, торгующих чурчхелой ("Это наш грузинский сникерс" - объясняют они на ломанном английском) и сахарными петушками.

Впечатляющая длинная каменная стена с высеченными именами прямо в самом центре Сигнахи - списки погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны - тянется на несколько метров. По соседству - памятник погибшим в 1989 году, в ходе "Нападения с лопатами" в Тбилиси.

Крепостная стена города с 28 башнями и смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на долину.

Монастырь Бодбе. Наблюдать за жизнью действующего монастыря лучше осенью — туристов мало, на склонах холмов стоят густые туманы, кипарисы тянутся вверх от мокрых монастырских мощеных дорожек, террасы с помидорами краснеют ягодами, а матушки, прячась от посторонних глаз, старательно полют грядки с потрясающе яркими хризантемами. На територии монастыря целебный святой источник святой Нины.
Именно здесь, в Бодбе, похоронена святая Нино — женщина, принесшая христианскую веру в Грузию и крестившая ее двумя прутиками виноградной лозы, которые связала своими собственными волосами.


Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную. .

27 января 2016 Святая равноапостольная Нина - просветительница Грузии. Где поклониться святыням

27 января - день памяти святой равноапостольной Нины . Юной девушкой святая Нина загорелась желанием просветить эту страну, а сподобившись видения Богородицы, еще более укрепилась в своем решении. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь сотворили невозможное. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство. Выполнявшая миссию сравни апостольской, а потому и канонизированная в лике равноапостольных святых, святая Нина занималась, в сущности, учительством, а потому покровительствует учителям и преподавателям.

Самые важные памятные места святой Нины, конечно же, в Грузии.

Светицховели, «Животворящий столп» - главный кафедральный собор Грузии, находится в Мцхете, небольшом селении, а во время прихода сюда святой Нины с проповедью - древней столицей Грузии. Раннюю историю его возникновения и о чудесах, тому предшествующих, мы уже подробно рассказали в разделе «События из жизни святой» , в кратком жизнеописании святой равноапостольной Нины, иначе - храм Двенадцати апостолов. Первым храмовым зданием на месте, где рос великий кедр, под которым была похоронена святая Сидония с хитоном Иисуса - ризой Господней, была деревянная церковь, основанная благочестивым царем Мирианом в IV веке.

В пятом столетии в царствование Вахтанга I Гург-Аслани на ее месте был воздвигнут каменный храм в виде базилики и просуществовал тут до XI века, когда католикос Грузии Мелхиседек начал возведение кафедрального собора - нового патриаршего собора, строительство которого продолжалось с 1010 по 1029 годы. Главным зодчим храма был архитектор Арсукидзе. Есть предание, что его учитель, увидев храм, позавидовал ученику и отомстил ему, возведя на него клевету. Зодчему отрубили правую руку. Правда ли это или легенда, но над центральной аркой северного фасада здания можно видеть рельеф руки с угольником и надпись: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».


Монастырь Самтавро
Кавказ на протяжении многих веков находился в центре нашествий, и в эти времена собор Светицховели существенно страдал от разрушений, но главный храм Грузии тут же восстанавливали и поновляли, как только враг отступал. В его облике возникли новые детали, но в целом он сохранил общий вид крестово-купольного храма, каким его создал Арсукидзе.
Адрес: Грузия, Мцхета, ул. им. Гамсахурдия.

А в северной части Мцхеты, неподалеку от Светицховели находится монастырь Самтавро. Он также возник в XI веке. Здесь сохранилась одна из древнейших церквей IV века - Маквловани, «малая» церковь святой Нины, связанная с преданием, по которому на этом месте была палатка святой просветительницы, сооруженная для нее царским садовником царя Мириана. Это один из немногих храмов, представляющих раннегрузинскую архитектуру, который сохранил вои первоначальные черты до наших дней.


Сиони - храм в Тбилиси
Другое святое для Грузии место - храм Сиони в Тбилиси, где ныне хранится крест святой Нины. Один из двух главных храмы страны, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, назван так в честь Сионской горы. Храм стоит на берегу Куры в историческом центре грузинской столицы.

В конце VI века здесь была выстроена церковь, а затем, Давид IV Строитель после освобождения Тбилиси от нашествия сарацин воздвиг в начале XI века здесь храм новый, который простоял до нового вторжения арабов и землетрясения XVII века. Еще одно разрушение храм претерпел в веке XVIII-ом от вторжения Ага-Мухамед-Хана, и был снова восстановлен, но, несмотря на столь частые поновления, храм и сегодня сохранил основные черты первоначального облика.
Адрес храма: Грузия, Тбилиси, ул. Сиони, д. 6.

И важнейшее место для многих паломников к местам, связанным с именем святой Нины - Бодби или Бодбе в Кахетии в 2-х км от города Сигнахи, последнее пристанище святой равноапостольной Нины на земле. Здесь покоятся ее честные останки, которые царь Мириан, как ни хотел он отнести их для захоронения в тогдашнюю столицу - Мцхет, которую теперь называют Мцхета, не смог даже приподнять их. Желание святой быть упокоенной здесь было неодолимо.


Храм, где хранятся мощи святой Нины

Когда-то святая Нина основала здесь общину учениц, потом тут вырос монастырь, где все здания аскетичны с точки зрения архитектуры, но так же аскетичен и полон лишений был и земной путь святой равноапостольной Нины. Эту небольшую церковь этот часто называют Домом святой Нины в Бодби. Имени зодчего не сохранилось.

Мы не приводим адресов или телефонов, поскольку все места, кроме храма Сиони в Тбилиси, связанные со святым именем христианской просветительницы Грузии находятся не в городах, а независимо стоят в горных районах или близ селений, с веками утративших свой «столичный» статус. Сюда все приезжают сами, или во время многочисленных паломнических поездок или обычных экскурсий с гидами. Но рассказать вам об этих далеких святых местах, нам кажется, стоит, как стоит их посетить.


Храм святой равноапостольной Нины в Черемушках

В Москве Вы можете посетить храм святой равноапостольной Нины в Черемушках. Это совсем новый деревянный храм, выстроенный по типовому проекту. 1 ноября 2015 года по благословению преосвященного Феофилакта, епископа Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершен был торжественный чин освящения крестов и установлены купола на храме. В Москве это пока единственный храм святой Нины, однако, где находятся отдельные иконы, можно узнать, обратясь в Ваше местное викариатство.