Философские проблемы познания. Познание, как философская проблема Раздел философии исследующий проблемы познания

Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Важнейшие разделы философии.
  2. Философские направления, течения и школы.
  3. Методы философского мышления.

1. Становясь самостоятельной сферой духовной деятельности, философия еще в античном мире стала формировать свою внутреннюю структуру. Античные мыслители, как правило, говорили о трех главных разделах философского знания. Первым разделом считалась логика, понимаемая в широком смысле – как учение о способах познания и его возможностях. Те, кто осваивал логику, получал возможность заниматься физикой – наукой об устройстве мира, о первоосновах и первопричинах бытия. Завершив изучение физики, можно было приступать к исследованию этики – учения о человеке в обществе, о ценностях и идеалах, о правилах и нормах поведения.

Такое структурирование философского знания сохранялось до XIX столетия. К примеру, Г. Гегель, следуя античной традиции, выделяет в своей системе логику, философию природы и философию духа. Даже современные европейские авторы, к примеру, Р. Каратини в своей монографии «Введение в философию», сохраняют античный принцип структурирования.

Однако, большинство нынешних философов структурирует философское знание иначе, используя более подробное деление, также основанное на предметном принципе. Поскольку философия имеет предельно общий предмет, возникает необходимость его конкретизации, разграничения относительно самостоятельных предметных областей.

Учение о принципах строения, различных формах и закономерностях бытия, о происхождении и устройстве мира называется онтология (от греческих слов «онтос» – бытие и «логос» – учение, наука). Онтология и сейчас не потеряла своей значимости, несмотря на развитие естествознания. Онтология – это не физика, поскольку естественнонаучная дисциплина изучает опытным путем материальный мир, а онтология опирается на умозрение, изучает и материальную, и духовную реальность.

Раздел философии, в котором исследуются проблемы познания, его возможностей и границ, путей и средств достижения истины, называется гносеология (от греческого слова «гнозис» – познание). Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии, которое начиналось с формулировки «Что я могу знать?».

Антропология (от греческого «антропос» - человек) – это раздел философии, в котором изучается природа (естество) человека, его внутренняя сущность и внешнее повседневное существование. Антропологическая традиция уходит вглубь веков, начинаясь со слов Сократа «Познай самого себя». И в современной философии, замечает немецкий мыслитель М. Шелер, главным является вопрос о метафизическом (сверхприродном) положении человека в космосе, иначе говоря, вопрос о том, что такое человек и каков смысл его существования во Вселенной.

Иногда авторы используют понятие социально-философская антропология, чтобы подчеркнуть неразрывное единство человека и общества, в других случаях социальная философия рассматривается как обособленный раздел философской мысли, в котором изучаются устройство, основные закономерности функционирования и направления развития общества.

Этика – это раздел философии, в котором исследуется мораль как регулятор общественных отношений, ее природа, происхождение и теоретическое обоснование. Термин «этика» придумал Аристотель; он использовал слово «этос», что означает в переводе с греческого «нрав», «обычай», «мода», «устоявшийся порядок». За два с половиной тысячелетия этика не утратила актуальности, поскольку люди так и не научились быть нравственными и отличать добро от зла; заданные поэтом вопросы «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» имеют глубокий этический смысл.

Раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного, называется эстетика. Термин образован от греческого слова, означающего в переводе на русский язык «прекрасный», «красивый». Раньше эстетикой называли философию искусства; теперь считается, что не только сфера прекрасного может быть предметом эстетических рассуждений. С эстетической точки зрения можно рассматривать любые явления; словосочетания «прекрасный человек», «красивый футбол», «красивая работа» говорят о том, что эстетическая точка зрения является универсальной и может применяться при характеристике любых явлений.

Специфическое понятие «аксиология» используется для обозначения раздела философской мысли, в котором изучаются индивидуальные и общественные ценности, их возникновение, иерархия и соотношение с реальностью. Аксиологические исследования очень информативны и многое говорят о человеке, поскольку для существа мыслящего поведенческий или деятельностный акт – это внешняя реализация внутренних ценностей. Ценностная теория говорит о том, что вся человеческая культура определяется внутренними духовными ценностями, являясь результатом их объективации («опредмечивания»).

История философии – это раздел, посвященный исследованию процесса возникновения, развития, взаимодействия различных философских идей. Иногда историко-философское знание называют наукой, подчеркивая его строгий, точный характер. История философии – это не просто воспоминания о великих мыслителях прошлого; в отличие от физики, химии и многих других наук, произведения философской мысли никогда не теряют своей актуальности. Современная философская проблематика часто не может быть понята и осмыслена без обращения к истории философии, без анализа корней и истоков воззрений нынешних авторов.

Философия истории является самостоятельным разделом философии, в котором осуществляется теоретическое осмысление исторической жизни, поиск ее законов, направленности и смысла исторического движения. Изначально философия истории существовала в религиозной версии («историософия»); мыслители эпохи Просвещения создали первые светские концепции, положив начало внерелигиозному, исключительно рациональному осмыслению общественных тенденций. Философия истории – это форма самопознания общества, определения сверхвременных идеалов и ценностей, которые реализуются в ходе общественного прогресса.

Разделы философской мысли имеют относительную самостоятельность, поскольку взаимосвязаны обсуждением наиболее важных мировоззренческих проблем, которые рассматриваются в различных аспектах – онтологическом, гносеологическом и др.

2. Философское знание можно структурировать не только по предмету изучения, но и в зависимости от точки зрения, позиции мыслителя в решении того или иного мировоззренческого вопроса. Такое деление стали осуществлять в XVIII столетии, для того, чтобы лучше ориентироваться в многообразии философских воззрений. Существуют различные способы такого структурирования, но общепризнанным является различение направлений, течений и школ.

Философское направление – это подразделение, которое возникает при решении важнейших мировоззренческих вопросов, критикует существующие концепции, дает новый взгляд на мир.

К примеру, онтологические направления материализм, идеализм и дуализм возникли как варианты решения проблемы: «Что является первоосновой мира?». С материалистической точки зрения первоначалом бытия (субстанцией) является материя, которая существовала всегда и всюду, независимо от воспринимающего ее сознания. Все многообразие действительности порождено саморазвитием материи, считают материалисты. Их оппоненты, идеалисты, полагают, что мир порожден активным духовным первоначалом, имеющим творческую природу. Дуалисты, в частности, Аристотель и Декарт, считают, что материальное и духовное первоначала независимы друг от друга и выступают как равноправные в процессе созидания бытия.

Если размышлять над тем, какое количество субстанций имеется в мире, то можно сформулировать две точки зрения. Первая из них называется монизм; ее сторонники считают, что бытие порождено одной первопричиной, будь то материя в марксизме или идея Платона. Сторонники плюрализма полагают, что субстанций великое множество; так думал Демокрит, создатель философского атомизма, а также Г. Лейбниц, автор монадологии – учения о многочисленных монадах-субстанциях.

Можно назвать еще два онтологических направления – детерминизм и индетерминизм. Они возникают при решении проблемы свободы и необходимости в мироустройстве, простая формулировка которой такова: «Существуют ли в мире закономерности?». Сторонники детерминизма полагают, что наш мир имеет закономерный характер, в нем действуют универсальные причинно-следственные связи, которые организуют и упорядочивают мироздание. Такая точка зрения, доведенная до крайности, называется фатализмом. Представители индетерминизма наоборот, отрицают упорядоченность мира, отдают приоритет не закономерностям, а случайностям, думают, что мир хаотичен и в нем царит произвол. Таких людей в жизни часто называют волюнтаристами, поскольку они не хотят считаться с объективными законами, точнее, полагают, что их нет.

В гносеологии фундаментальной проблемой является проблема познаваемости мира: «Может ли человек постичь истину?». Вариантов решения этой проблемы как минимум три. Те, кто уверен в принципиальной познаваемости мира и в безграничных способностях человеческого разума, называются гносеологическими оптимистами. Философы, которые отрицают возможность получения полного и достоверного знания о действительности, объединяются в направление, именуемое агностицизмом. Скептиками называют мыслителей, сомневающихся в истинности имеющихся у человека знаний; их сомнение опирается на невозможность окончательной проверки теоретических положений.

Как правило, философские направления можно поделить на течения. Течение – это подразделение в философии, которое возникает при решении частных философских вопросов, дает новое видение узкой, более или менее специфичной мировоззренческой проблематики. К примеру, материализм как направление можно разделить на два течения, если задать материалистам вопрос: «Способна ли материя к саморазвитию?». Те, кто отрицает самостоятельный характер развития материального мира, считает материю косной, инертной, называются механистическими материалистами. Они придают универсальный статус основному принципу механики: чтобы материальное тело пришло в движение, к нему необходимо приложить внешнюю силу. Их оппоненты являются сторонниками диалектического материализма; они полагают, что материя способна к саморазвитию, которое совершается за счет разрешения внутренних противоречий в материальном мире.

Можно и идеализм поделить на два противоположных течения – объективный и субъективный идеализм. Объективными идеалистами называют философов, которые считают, что духовное первоначало, сотворившее мир, существует вне человеческого сознания, в реальности; примером объективного идеализма являются религиозные представления христиан, мусульман, иудеев, учение Г. Гегеля об Абсолютном духе, которые в процессе саморазвития творит природу и человека. Субъективными идеалистами являются философы, которые рассматривают мир как порождение мыслей, переживаний, ощущений человека, то есть наделяют креативными функциями сознание человека, которое не отражает, а как будто созидает реальность.

Если философы-единомышленники работают в рамках институ-ционализированного объединения, то его принято называть философской школой. Школы имеют конкретно-исторический характер; к примеру, это созданная Платоном Академия или аристотелевский Ликей в Афинах, Милетская школа в Ионии, представители которой искали «архе» – первооснову природного мира, или школа элеатов, изучавших абстрактное бытие.

Подразделение философии, связанное с именем определенного мыслителя, как правило, масштабного, внесшего заметный вклад в развитие философской мысли, называется учением или воззрением. Привычны для нас словосочетания «учение Сократа», «учение Канта», «учение Соловьева», которые обозначают подразделения данного уровня общности.

Множество направлений, течений и школ, существующих в философии, отражают ее идейное богатство и принципиальную плюралистичность философского знания.

3. Методом называют совокупность познавательных приемов и операций, способ теоретического освоения действительности. Выбор тех или иных методов мышления определяется несколькими факторами. Во-первых, спецификой изучаемого предмета; метод исследования должен быть адекватен предмету. Во-вторых, исходными мировоззренческими установками исследователя; познавательные ориентиры и фундаментальные ценности определяют видение действительности, детерминируют способ мысли.

В философии всегда велись поиски наиболее эффективного метода познания, который позволил бы результативно решать сложнейшие мировоззренческие проблемы. В результате этих поисков сформировались два важнейших метода – диалектика и метафизика. Поскольку эти термины очень многозначны, сразу оговоримся, что в данном случае они используются именно для обозначения методов философского мышления.

Диалектика как метод основана на следующих взаимосвязанных принципах:

Признание всеобщих и универсальных взаимосвязей вещей и явлений;

Признание всеобщего характера развития; мир понимается как находящийся в процессе становления, то есть качественного изменения;

Источником, причиной развития считается внутренняя противоречивость вещей, явлений, процессов действительности; единство и борьба противоположностей порождает саморазвитие мира;

Противоречия в мышлении человека рассматриваются как отражение противоречий в объективной действительности; противоречия в мышлении, в свою очередь, являются источником его развития.

Метафизика как метод философского мышления базируется на противоположных принципах:

Взаимосвязи вещей и явлений понимаются как случайные, несущественные; вещи и явления рассматриваются автономными, вне взаимодействий и взаимосвязей;

Признается качественное постоянство вещей и явлений, мир понимается статичным; развитие сводится к количественным изменениям.

Утверждается, что источником развития может быть только внешняя по отношению к объекту причина; в вещах и явлениях нет противоречий, нет единства противоположных тенденций;

Противоречия в мышлении понимаются как показатель его несовершенства, как препятствие в развитии мысли; уже имеющиеся истины абсолютизируются.

Можно сказать, что диалектика как метод мышления является более эффективной, поскольку в большей степени соответствует предмету своего изучения – целостному, взаимосвязанному, развивающемуся, противоречивому миру. Однако, следует прислушаться к авторитетному мнению Ф. Энгельса, который замечал, что метафизическое мышление тоже является вполне состоятельным, но только при решении определенного круга вопросов. К примеру, обыденные жизненные ситуации вполне разрешимы с помощью метафизики; на ранних этапах своего развития научное знание тоже строилось на метафизических принципах, поскольку статичные объекты, рассматриваемые в отдельности, легче поддаются изучению. Диалектика имеет безусловный приоритет при решении сложных теоретических и мировоззренческих вопросов, при анализе развивающихся процессов и явлений, там, где нельзя абстрагироваться от взаимосвязей и взаимодействий.

Внешне близка к диалектике так называемая софистика. Софистика – это метод мышления, который представляет собой совокупность разнообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради доказывания желаемого. Софизмом называют суждение, построенное на сознательном искажении законов логики, заведомо выгодном автору. С одной стороны, софистика способствует совершенствованию мышления, позволяет выявлять в нем логические противоречия; с другой стороны, через обоснование взаимоисключающих суждений (антиномий) софисты пропагандируют всеобъемлющий релятивизм, превращая софистику в настоящее «двоесловие».

Менее распространенным методом является эклектика, то есть использование механически соединенных познавательных установок, приемов и способов познания, у которых нет единого теоретического основания. Смешение разных точек зрения, различных аспектов рассмотрения проблемы порождает заведомо искаженное отражение мира, не имеющее эвристической значимости.

Методы философствования совершенствуются, изменяясь вместе с трансформацией представлений об окружающем мире, фундаментальными ценностями философского сообщества, изменениями в доминирующей проблематике философии.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10685. Социология как наука: структура и уровни социального знания 63.43 KB
Социология как наука: структура и уровни социального знания Социология как самостоятельная наука появилась в 30е гг. Он предложил создать новую науку которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной как и естественные науки. Современная социология – наука об обществе как целостной социальной системе ее подсистемах и отдельных элементах. Социология изучает закономерности общественного развития поэтому ее можно характеризовать как науку о закономерностях функционирования и развития социальных систем и проявлениях данных...
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
2462. Сознание как предмет философского анализа 15.01 KB
Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.
1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
4683. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 14.29 KB
Важнейшей особенностью научного знания является его динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от временных и социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации.
1178. Проблема соотношения веры и знания 33.56 KB
Все материальное содержание добытых разумом понятий дается или производится опытом. Возьмем, например, всеобщий и необходимый, и в этом качестве добытый разумом закон всемирного тяготения.
12575. Условия и причины зарождения культурологического знания 35.18 KB
Культурология и история культуры.23 Введение В современности постоянно происходит постоянный рост роли культуры так как она является фактором социального развития и соответственно влечет за собой усиление интереса исследователей к проблеме культуры. Наука оставляет понятие культуры в самой широкой открытой категории. Стремясь отобразить суть культуры исследователи предлагают множество определений однако во всех вариациях культура представляется как отличительный признак разделяющий человека и животный мир...
16949. Кондратьевские циклы и цикличность научного знания 7.7 KB
Именно поэтому мы можем ставить вопрос о цикличности знания на примере маркетинга. Предпринимательская и научная мысль Западной цивилизации обнаружила и практически развила инструмент маркетинга в качестве средства повышения эффективности деятельности фирм максимизации прибыли в условиях нарастания конкурентной борьбы постепенно переросла его и нашла иные средства повышения своей эффективности в процессе эволюции. Это и есть по нашему мнению то ядро положительного знания в теории маркетинга которое объективно будет востребовано обществом...

Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Характер и направленность этой деятельности определяется потребностями и интересами человека. Поскольку деятельность человека – сознательная, направленная на реализацию выработанных идей, на преобразование действительности и его самого, то познание помогает ему ориентироваться в мире, оно возникает как необходимая сторона его жизнедеятельности.

В ходе становления человека освоение действительности основывалось первоначально на обыденном опыте, затем по мере расширения и углубления сферы воздействия на окружающий мир познавательное отношение становится особой стороной его жизнедеятельности, возникает потребность во всё большем количестве и многообразии знаний для обеспечения своего существования.

В философии исследованием познания занимается особый раздел – гносеология . Главная задача гносеологии : открыть законы познания с тем, чтобы можно было ими воспользоваться, зная сущность процесса познания. Гносеология или теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, профессиональная. Основная проблема гносеологии, «познаваем ли мир?», осмысливается, исходя из следующих вопросов: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можно ли раскрыть сущность предметов и т. д.

В истории философии две основные позиции: агностическая и познавательно – реалистическая. Особенность агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, их закономерностей. Ещё Протагор (ок.490 – ок.420 г.г. до н.э.) замечал, что «Человек есть мера всех вещей». Поскольку разным людям свойственны разные знания и разные оценки одних и тех явлений. Поэтому не возможно достоверное, т.е. общезначимое знание существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок.365 – 275 г.г. до н.э.) считал достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то это утверждение будет истинным), заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к сущности – его основе. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Это акцент был усилен агностицизмом в новоевропейской философии уже на базе достижений науки. Например, английский философ Д.Юм, основываясь на том, что следствие отличается от причины, говорил о невозможности выявления последней. Следовательно, по его мнению, доказательство наличия причинно-следственных связей невозможно, есть только одна причинность – наша привычка ожидания одного явления в связи с другим, за пределы психических связей мы проникнуть не можем, схватывая лишь немногие поверхностные качества объектов. Сущность вещей для нас недосягаема.



Родоначальник немецкой классической философии И.Кант не отрицал существование вне сознания реальных «вещей самих по себе», но считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, вещи вызывают в нём множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными посредством априорных (до опытных) форм живого созерцания, а затем с помощью категорий рассудка. Познаём мы лишь мир явлений, «вещь -в- себе» для познания неуловима.

На рубеже XIX – XX в.в. сложилась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм . Возросшая теоретизация науки, усиление роли научных понятий и теорий в качестве средств познания расширили возможность конвенций (соглашений) в научном сообществе и создали представление о независимости теории от объекта. Суть конвенционализма как концепции в том, что научные теории и понятия представляются в качестве результата соглашения между учёными, а не отражением объективного мира.

Познавательно – реалистическое направление в гносеологии, не отбрасывая всех сложностей процесса познания, положительно решает вопрос о возможности познания сущности вещей, хотя сам процесс и природа познания понимались неоднозначно. Так, в философии нового времени сформировались сенсуализм и рационализм. Обычно выделяют две стороны познания: чувственную и рациональную. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного направления.

Сторонники сенсуализма признавали решающую роль чувств в познании. Основная формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сама по себе эта формула не вызывает особого возражения, так как наше мышление оперирует материалом, полученным из органов чувств. Но радикальный сенсуализм принижает роль разума, сводя её к простому суммированию чувственных данных. Это приводит как не пониманию специфики чувственного и рационального познания, так и к не пониманию диалектики соотношения между ними. Виднейшим представителем сенсуализма Дж.Локком (XVII в.) была предпринята попытка, вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания. По Локку человек рождается с сознанием, подобным чистой доске (tabula rasa ). По мере воздействия внешней среды на сознание (органы чувств) на этой доске появляются знаки, которые складываются и вычитываются мышлением.

Слабые стороны сенсуализма были подвергнуты критике со стороны рационализма (Б.Спиноза, Р.Декарт и др.). Рационализм, наоборот, отводил решающую роль в познании разуму и впадал в другую крайность, утверждая, что разум помимо чувств способен давать знание о действительности. Для объяснения этой способности рационализм чаще всего обращался к теории «врождённых идей», которая утверждала, что человеку врождено некоторое знание, и дело разума раскрыть его. Так же использовалось обращение к «рациональной интуиции», «предустановленной гармонии».

Однако в реальном процессе индивидуального познания чувственное и рациональное выступают как взаимосвязанные стороны познания: чувственное познание направляется и стимулируется рациональным, а рациональные понятия всегда оперируют чувственным материалом.

Чувственное познание состоит в непосредственной, конкретной координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием . Оно имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение выступает субъективным идеальным образом предмета, т.к. преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. В ощущении фиксируется единичное свойство предмета (боль, холод, жар и т.п.), но вместе с тем через связь субъекта с предметом отражается объективная система отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Ощущения отдельно друг от друга не существуют. Они представлены как целостное образное отражение того или иного предмета или явления.

Более сложная форма чувственного восприятия – представление. Это – целостный образ предмета, сохраненный в нашей памяти и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам в ощущениях.

Чувственное познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе оценку (плохое,хорошее, интересное, красивое и т.п.).

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами. Значительная часть его чувственного опыта включает образы, которые взяты из описаний, сделанных другими людьми. В этом проявляется исключительная роль языка с его возможностью передавать информацию

Рациональное познание осуществляется у человека в виде процессов мышления. Мышление – это процессуальная сторона человеческого сознания, состоящая в опосредованной, отвлечённой, обобщённой, знаковой координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием. Оно представлено в трёх формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. Понятия в сокращенной форме аккумулируют и используют итоги многовекового практического опыта человечества. Помимо понятий, которые фиксируют объективные существенные свойства вещей, есть понятия, запечатлевающие отношения между вещами, например, цвет – оттенок. Такие понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений. Эти отношения являются идеальными обобщенными объектами познания.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между объектами и их признаками посредством утверждения или отрицания: «этот стол – зеленый».

Умозаключение – процесс мышления, в котором из одних суждений выводятся другие. Например, на основании суждений:

Всеметаллы – электропроводны

Железо – металл

выводится умозаключение: Железо – электропроводно.

Важное место в процессе познания занимает интуиция . Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными, большую роль в этом играют воображение и интуиция. Человек как бы предчувствует, что это и есть правильное решение через «озарение», «наитие». Но интуиция – это не область инстинктов или автоматизма поступков. Существенная черта интуиции – непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называют такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция как новое знание в момент выдвижения не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Другие черты интуиции: внезапность и неосознанность. Открытие происходит всегда неожиданно, случайно. Интуитивное «видение» совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остаётся и сам результат. Особое значение имеет эвристическая (творческая) интуиция, которая отличается от стандартизированной тем, что всегда рождает новое – знание, образ.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, гл. VII.

2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. V, гл. 1.

3. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. Разд. 4, гл. 4, п. 1.

Занимает особое место. Строго говоря, само познание человеком окружающей действительности стало рассматриваться и анализироваться нашими предками еще задолго до того момента, как философия получила свое научное обоснование. Еще в рамках обыденного и мифологического мировоззрений человек пытался понять, как же происходит формирование его представлений и суждений о себе самом и обо всем том, что его окружает. Однако именно в рамках философии проблема познания приобрела истинно научное звучание.

Основные аспекты

Проблема познания в философии, которой, к слову, посвящен целый раздел этой науки (гносеология), имеет сразу несколько аспектов. Во-первых, это определение данного понятия. Как и по поводу многих других явлений и процессов в этой научной дисциплине, среди ученых нет единодушного мнения по поводу того, что следует считать познанием. Чаще всего этим термином обозначают процесс усвоения сведений о человеке, обществе и окружающем мире, конечной целью которого является истина. Во-вторых, проблема познания в философии подразумевает анализ структуры этого процесса. С самых древнейших времен ученые выделяли такие разновидности познавательной активности человека, как чувственное, обыденное, рациональное и научное познание.

Кроме того, некоторые философы, стремясь показать, что данное явление носит более разноплановый характер, выделяют также интуитивное и художественное познание. Следующей важной составляющей проблемы познания в философии является рассмотрение этого процесса как системы, как единого механизма, каждая деталь которого выполняет определенную, свойственную только ей функцию. С этой точки зрения знание представляет собой не просто перечень определенных фактов, полученных опытно-логическим путем, а комплекс взаимосвязанных элементов, выступающих в роли социальной памяти, в рамках которой полученные сведения передаются от поколения к поколению. Наконец, проблема познания в философии немыслима без ее теоретического осмысления. Теория познания - важнейшая составная часть гносеологии, которая включает в себя, с одной стороны, основные концепции, касающиеся различных подходов к этой проблеме, а с другой - критику этих концепций, в которых ученые рассматривают те или иные теории с точки зрения вновь появившихся фактов и открытых законов и закономерностей.

Объекты исследования

Таким образом, проблема познания в философии имеет давнюю и насыщенную историю. Рассматриваемые в рамках данной науки основные аспекты этого процесса постоянно наполняются новым содержанием и обретают новую форму.

Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 10

Философские проблемы познания

План:

  1. Гносеология как раздел философии ;
  2. Проблемы источника познания: эмпиризм и рационализм ;
  3. Проблемы познаваемости мира ;
  4. Субъект познания ;
  5. Философские концепции истины.
  1. Гносеология – это раздел философии, который занимается проблемами познания.
  1. Основные проблемы гносеологии:

А ) Проблема источника познания : « что является основным источником познания

Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт (эмпиризм ) , либо разум (рационализм ) .

  1. Эмпиризм . Сторонники этой концепции утверждают, что основным источником познания является чувственный опыт.
    Основателем эмпиризма является Фрэнсис Бэкон.

Рис. 1

Согласно эмпирикам, наш разум представляет собой чистейший резервуар (он совершенно пустой ) , поэтому разум должен быть заполнен какими-то данными извне. А данные из внешнего мира мы можем получить только посредствам наших чувств. Условно каждое чувство представляет собой своеобразный канал. Таких чувств у нас пять:

  • Зрение ;
  • Обоняние ;
  • Слух ;
  • Осязание ;
  • Вкус.

Рис. 2

Все эти органы чувств представляют собой своеобразные каналы, по которым информация из внешнего мира поступает в наш разум.
К примеру, воспринимая какое-либо животное, мы изучаем его с помощью зрения, то есть мы видим определённый образ четвероногого мохнатого животного. Далее мы воспринимаем отдельные звуки, которые издает животное, с помощью нашего слуха. При необходимости, используем органы осязания.
Таким образом, вся окружающая реальность попадает в наше сознание (наш разум ) через данные, которые нам передают органы чувств.
Главным деятелем эмпиризма является Джон Локк.


Рис. 3 « Джон Локк »

Знаменитый тезис Джона Локка: « Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах » .
Разум пустой. Всё, что в него приходит – приходит извне (через чувственное восприятие ) .

  1. Рационализм . Основателем этого учения является Рене Декарт.

Рис. 4

Рационализм утверждает, что главной целью познания является разум: он первичен. Возникает противоречие: « каким образом разум может быть первичен, если вся информация, как известно, поступает с помощью органов чувств ? Как разум может играть первичную роль
На все эти вопросы рационалисты отвечают следующим образом: сами по себе чувства (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус ) хаотичны и неопределенны, они не могут дать нам никакой конкретной информации. Все эти чувства не привязаны ни к какому предмету, именно поэтому они не дают нам информации.

Наш разум, согласно рационалистам, непостоянный, то есть он выполняет функцию некой схемы (некой призмы ) , которая организует всё чувственное восприятие и придаёт ему некую форму. Только благодаря тому, что наш разум – это своеобразная призма, он фильтрует огромное количество чувственных восприятий и организует их определённым образом. Благодаря этому, у нас получается представление о предмете.
Чувства, с точки зрения рационализма, - это сырой, необработанный материал. Только разум организует эти чувства и, таким образом, организуется познание.
Одним из основных тезисов рационализма является высказывание Лейбница: « Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах, кроме самого разума » .
То есть сам разум, с точки зрения рационализма, не пустой: в нём присутствует некоторая структурная схема, категория, матрица, которая формирует наше восприятие.


Рис. 5 « Готфрид-Вильгельм Лейбниц »

  1. Б ) Проблема познаваемости мира : « познаваем ли мир ? В какой степени он познаваем, а в какой нет ?»
    Если отвечать на первый вопрос, то возможны три варианта ответа:
    1 ) Мир абсолютно непознаваем. Такого ответа придерживается агностицизм .
    На первый взгляд эта концепция покажется странной, потому что каждый человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Следовательно, не должно быть существенных проблем в познании мира. Тем не менее, аргументы непознаваемости мира у этой концепции очень веские:

Одним из главных аргументов непознаваемости мира является метафизика, а именно, метафизическая теория двух миров.
Метафизика утверждает, что наш мир, который мы видим и ощущаем, это не настоящий мир (это обман наших чувств и восприятия ) . Настоящий мир, согласно метафизике, находится за пределом нашего восприятия – это бесконечный, вечный мир, который нам не доступен. То есть это мир, который мы не можем познать с помощью чувств.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что если мир, который мы воспринимаем, - это ложный мир ; а истинный мир находится за пределами наших чувств, тогда истинный мир для нас непознаваем. Всё, что мы знаем – это заблуждение и иллюзия. Истина для нас закрыта, все наши знания ложны. В целом, истина есть, но мы не знаем, какая она.
К примеру, то, что мы видим, мы видим потому, что так устроены наши органы чувств. Свет мы воспринимаем лишь потому, что у нас так устроены глаза. На самом деле, мир может быть не цветным или иметь совершенно другие цвета: истинный мир от нас закрыт.
Вывод: нужно смириться с тем, что истинный мир мы не узнаем – мы всегда будем жить во лжи.
Одним из главных представителей агностицизма является Эммануил Кант.

2 ) Скептицизм . Скептики утверждают, что мир познаваем, но наше познание всегда будет неполным, ограниченным и относительным.
Аргументы, которые можно выделить в пользу скептицизма:
а ) Субъективные аргументы. В нас самих есть причины, которые делают наше познание не точным и ограниченным:

  • Наши чувства относительны, следовательно, наше познания является относительным.
    Простейшим примером относительности наших чувств является вкусовое восприятие лимона. Если съесть дольку лимона после того, как был выпит фужер вина, то на вкус лимон будет очень сладким ; но если же съесть дольку лимона после того, как была съедена ложка мёда, то на вкус лимон будет казаться кислым.
  • Ограниченность наших чувств: диапазон воспринимаемости человека сильно ограничен. Существует множество явлений, которые наши органы чувств воспринять не могут.
    Примерами таких явлений является ультразвук, инфракрасный свет, ультрафиолет и т.д.

б ) Объективные аргументы. Причины непознаваемости мира лежат в самом объекте. Важной характеристикой, которая не даёт познать мир целиком и полностью, является то, что наш мир слишком большой и обширный. Именно поэтому человек не может претендовать на то, чтобы познать его целиком. Человек – это лишь маленькая часть мира, поэтому мы можем познать только отдельную часть всего мира. Во-вторых, мир постоянно меняется, познать его до конца не удаётся, поэтому то, что является истиной сегодня, завтра может быть уже не истиной.

в ) Причина кроется в нашем языке (в средстве передачи информации ) : многие явления мы можем воспринять, но у нас нет слов для обозначения этого.
Пример: у эскимосов существует более 60 различных слов, которые обозначают оттенки белого цвета. Это очевидно, так как у эскимосов, в основном, лежит снег и различные оттенки белого цвета имеют своё название. В отличие, от эскимосов, у жителей южных стран есть только одно понятие белого цвета и некоторые синтетические образования белого цвета, такие как бело-голубой, бело-розовый и т.д.
г ) Избирательность нашего восприятия. В окружающем мире мы, как правило, обращаем внимание только на то, что нам интересно. Всё остальное мы склонны не замечать.
Был проведён эксперимент: несколько человек посадили перед телевизором дали им задание. Нужно было посчитать, сколько раз баскетболисты перебрасывают друг другу мяч. Все люди сидели и внимательно считали, позднее оказалось, что ни один человек не заметил, что в процессе игра перед камерой появился человек в костюме гориллы, который прыгал и махал руками. Люди были настолько увлечены подсчетом мячей, что появление обезьяны они просто не заметили. Это произошло от того, что их внимание было сфокусировано совершенно на другом.
Аналогичное явление происходит с нашим сознанием: мы обращаем внимание только на то, что нам интересно, остальное же мы просто пропускаем.

) Гносеологический оптимизм . Согласно этой концепции, мир познаваем абсолютно и полностью: мы можем познать мир без каких-то ограничений, то есть мы можем познать абсолютную истину.
Главным аргументом, который выступает в пользу гносеологического оптимизма, является вера в научно-технический прогресс. Эта вера вселяет надежду на то, что мир можно познать полностью и бесконечно .
Если скептики утверждают, что наше знание относительно, то оптимисты утверждают обратное: относительным является наше незнание. Наше незнание временно: то, что мы не знаем сейчас, мы узнаем завтра или послезавтра (через десятки лет и т.д. ) .
К примеру, когда-то не было микроскопа и люди ничего не знали о мире бактерий ; когда-то не было телескопа и люди ничего не знали о галактике и Вселенной.

  1. В ) Проблема субъекта познания.
    Субъектом познания является тот, кто является носителем познавательной деятельности, источником познавательной активности. В данном контексте под субъектом познания будем понимать человека.
    Объектом познания является то, на что направлено познание.
    Каждый человек является субъектом, поскольку он является носителем познавательной деятельности, но он также может являться и объектом. Для себя, человек является субъектом познания, а для других – объектом.
    Гносеология выделяет несколько типов субъектов:
  • Психологический субъект: человек как носитель каких-либо психологических характеристик. У каждого человека есть какие-то особенности психики, особенности характера, которые влияют на наше познание, на восприятие мира.
    Простейшим примером является разделение людей на типы, согласно их темпераменту. Если холерику наступить на ногу, то он агрессивно отреагирует на это. Если же на месте холерика будет сангвиник, то он улыбнётся и не придаст этому особого значения. В свою очередь, если наступить на ногу меланхолику, то он очень сильно расстроится. Если же на месте меланхолика окажется флегматик, то он не придаст этому никакого значения и будет вести себя так, как будто ничего не заметил.
    Ситуация одна, однако, в зависимости от темперамента, реакция у людей совершенно разная.
  • Социально-исторический субъект : человек как носитель социальных, культурных и исторических характеристик. В зависимости от нашей принадлежности к определённой сфере (социальной, культурной, исторической ) , будет меняться наше восприятие действительности мира.
  • Трансцендентальный субъект – это наиболее общая универсальная познавательная характеристика, которая присутствует в каждом человеке, независимо от его социальных, культурных и прочих характеристик.
    Условно, человека можно сравнить с компьютером. В компьютере содержатся различные программы, документы и многое другое, необходимое для полноценного функционирования. Если в компьютер попадёт какой-либо вирус, то он уничтожит всё. Останется лишь операционная система, а это и есть трансцендентальный субъект. Аналогично, если из нашего сознания убрать то, что мы помним и знаем, то останется сплошная пустота, то есть трансцендентальный субъект.
    Структура трансцендентального субъекта по Канту включает в себя три уровня:
    -Уровень чувственности, который представлен пространством и временем.

Уровень рассудка представлен категориями причина-следствие, возможность-действительность, случайность-необходимость и т.д.
-Уровень чистого разума, который наполнен идеями: идея Бога, идея единства мира и т.д.
В ХХ веке появились концепции, которые стали отрицать существование трансцендентального субъекта. Согласно этим концепциям, есть только социально-исторический и психологический субъект, но никакого трансцендентального универсального субъекта не существует.

  1. Г ) Философские концепции истины: « что является истиной
    Таких концепций история философии выделяет три:
    1 ) Самая древняя и самая простая концепция истины была разработана Аристотелем ещё в античной философии. Она получила название классической концепции истины. По-другому эта концепция называется «Теория корреспонденции » .
    Согласно Аристотелю, истина есть не что иное, как соответствие нашего знания или высказывания внешнему предмету. Если наше знание соответствует предмету, о котором оно высказывается, то наше знание является истиной.
    К примеру, если преподаватель на лекции сделал вывод о том, что в аудитории сидят студенты, то это знание является истинным, поскольку оно соответствует предмету – в аудитории действительно сидят студенты. Если же преподаватель скажет, что в аудитории сидят космонавты, то это будет являться неистинной, поскольку в аудитории не присутствует ни один космонавт.

2 ) Поскольку мы не можем точно определить, является ли наше знание истинным, в конце XIX -начале XX вв. появляется неклассические концепции истины . Все эти концепции можно назвать релятивистскими , поскольку они рассматривают истину как относительную.

  1. Прагматизм. Согласно этому учению, истиной является то, что приносит выгоду или пользу в конкретной ситуации. Нет никакой абсолютной универсальной истины на все времена. Истиной является только то, что приносит пользу конкретному человеку. Соответственно, истина условна: то, что для одного человека является пользой, для другого – нет. Следовательно, то, что для одного человека является истиной, для другого – нет. Получается, что истин существует большое количество: много различных ситуаций и в каждой из таких ситуаций истиной может быть что-то одно, а может быть что-то другое. Под истиной прагматики подразумевают то, что является полезным для определённого человека.
    К примеру, рассмотрим человека, страдающего бессонницей. Он приходит к врачу, рассказывает о своём недомогании и врач ему выписывает таблетки, говоря о том, что они самые эффективные. Человек покупает эти таблетки, употребляет их и сон нормализуется. На самом деле, эти таблетки не являются сильным снотворным ; произошёл эффект самовнушения.
    С точки зрения классической концепции истины, врач дал ложную информацию больному, поскольку эти таблетки не являются снотворным. Однако, с точки зрения прагматизма, врач сказал истину, поскольку в данной ситуации эти таблетки действительно помогли человеку уснуть.
  2. Конвенционализм. Согласно этому учению, истиной является договор (соглашение ) между людьми. Следовательно, никакой истины нет: есть только договор между людьми считать что-то за истину.
    Простейшим примером является договор язычников о том, что Солнце – это Бог. Всех, кто отказывался поклоняться Солнцу, выгоняли из общины и всячески наказывали. В свою очередь, современный человек считает, что Солнце – это звезда.
    У каждого человека своё видение значения слова Солнце, следовательно, абсолютной истины не существует.
  3. Диалектическое понимание истины. Согласно этому подходу, абсолютной истины нет: истина носит подвижный, текучий и изменчивый характер. Истина постоянно переходит в свою противоположность – не истину – и становится ложью.
    Например, в данный момент мы являемся студентами, но, по прошествии времени, мы перестанем быть таковыми. Истина превратится в ложь. Или, если данный момент времени запечатлеть на листе бумаги (к примеру, 10:00 ) , то это будет являться истиной. Но, спустя час, эта информация станет ложью, так как стрелки часов будут показывать 11:00.
    Истина – это движение, переход из одного момента в другой. Всё, что течёт и движется – это истина. Таким образом, истина неконкретна или конкретна, но из одной конкретности переходит в другую конкретность.
    К примеру, сейчас мы являемся студентами – это истина. В будущем мы будем являться кем-то другим, и это тоже будет истина.

3 ) Метафизическая концепция истины . По-другому, эта концепция называется абсолютистской , поскольку она даёт представление об абсолютной истине. Согласно этой концепции, абсолютная истина есть и такой абсолютной истиной является первоначало.
К примеру, если взять Платона, то абсолютной истиной будут являться идеи. Если взять Средние века, то такой истиной будет Бог. Если рассматривать метафизику познания, то абсолютной истиной будет являться разум. Если брать во внимание новую метафизику, то абсолютной истиной будет являться хаос.

7

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5739. Философия. Философские проблемы 70.95 KB
Проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема философии как и в частных науках организует познавательную деятельность направляет исследование. Псевдопроблемами являются например проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии.
8897. Познание как процесс. Структура познания 11.09 KB
Структура познания. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. У Аристотеля теория познания в работах Категории Логика Трактат о душе.
12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
5213. Искусство как форма познания мира 21.08 KB
Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...
8898. Диалектика как теория развития и методология познания 14.73 KB
Диалектика как теория развития и методология познания. Диалектика в первую очередь – это учение о развитии но в силу того что она изучает общие закономерности развития она выступает как универсальный метод познания. Маркс показал что законы диалектики носят объективный характер сама диалектика – это учение об общих закономерностях развития природы общества и познания.д Преимущества диалектики перед метафизикой: Диалектика Метафизика Рассматривает источник развития внутри системы как разрешение внутренних противоречий Рассматривает...
15827. Социально-философские взгляды И.А. Ильина 36.03 KB
Но во всем этом удивительном многообразии можно уловить нечто общее то что буквально пронизывает всю его деятельность. Несмотря на то что диссертация была представлена на звание магистра Ивану Александровичу были присуждены сразу две степени магистерская и докторская. Во всяком случае Ильина не трогали полагая что своей пропагандой антикоммунизма он льет воду на мельницу фашизма. Некоторое время ему даже казалось что фашистское движение в чем-то оправдано: люди говорил он ищут волевого и государственного выхода из тупика безволия.
3371. Политико-философские идеи стоиков 6.5 KB
Стоики явились продолжателями платоновскоаристотелевской линии в философии. Вслед за Аристотелем стоики утверждали что общественные установления и государство коренятся в природе что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Доводя до предела эту мысль навеянную идеями Платона и Аристотеля стоики заявляли что добродетельный человек не остановится перед тем чтобы принести себя в жертву государству.
4710. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16.45 KB
Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
8122. Философские учения Древней Индии и Китая 10.58 KB
Школы древнекитайской флософии: Конфуцианство – этикополитическая проблематика. Основные школы: 1Ортодоксальные – признают веды священными книгами и базируются только на ведах – миманса и веданта; а также признают иные источники знания – ньяя вайшешика санкхья йога. Основные принципы школы обрядность ортопраксия антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы разъяснение природыдхармы понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов выполняемых определенным образом.
13968. Философские идеи французского Просвещения (Вольтер и Руссо) 26.47 KB
Французская философия XVIII века была более живой, более остроумной, более критической, чем английская. И этот ее радикализм объяснялся теми острейшими противоречиями, которые назрели во французском обществе, и тем вопиющим безобразием, в состоянии которого находилась официальная верхушка этого общества. «Нам легко делать упреки французам, - писал Гегель, - за их нападки на религию и государство; нужно представить себе картину ужасного состояния общества

«Нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших теорий знания», – писал Н. О. Лосский. Как добиться, чтобы результаты познания были более эффективными? Как избежать в них ошибок, заблуждений?

Что такое истина? Как ее проверить? Возможно ли абсолютно объективное знание? Эти вопросы касаются всех, кто связан с производством и использованием знания, их общезначимость для всех видов познания делает указанные вопросы объектом философского анализа.

Раздел философии, который занимается проблемами познания, называют гносеологией .

Основные парадигмы гносеологии. «Что я могу знать?» Этот вопрос классик гносеологии И. Кант считал одним из главных в философии. Ф. Энгельс включал вопрос о познаваемости мира в содержание основного вопроса философии. «Вопрос об отношении мышления к бытию имеет и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?», – писал он.

В философии сосуществует множество подходов к решению этого вопроса. Не имея здесь возможности освещения особенностей всех этих подходов, обратим внимание на три наиболее распространенные гносеологические традиции: религиозную, трансцендентальную и диалектико-материалистическую.

Религиозное учение о познании. Его сторонники утверждают, что человек в состоянии постигнуть сущность бытия, но всякое познание мира есть познание Бога (Абсолюта, Мирового Разума, Космического сознания и т. п.), добавляют они. Ибо Бог есть сущность всего. Изучает ли человек физику, биологию или право, верит он в Бога или нет, все равно он, в конечном счете, познает Бога. Поэтому мир познаваем, постижение Бога открыто для всех, просто каждый выбирает свой путь его познания. В исламе познание оценивается выше молитвы, ибо знания приближают человека к Богу. Наиболее ярко идея познания как богопознания выражена в неотомизме – официальной религиозной философии католицизма. Принцип гармонии веры и разума, сформулированный еще Ф. Аквинским, отдавая приоритет религиозным знаниям, требует почтительного отношения и к научным знаниям: ведь они являются результатом познания Бога другими – придуманными самим человеком – средствами.

В суфийской традиции познание сводится к самопознанию, ибо сущность всего – Бог – присутствует в каждом человеке в виде его души. Эта точка зрения очень близка к гносеологии Платона, которого суфии называют Афлятуном и считают одним из великих учителей человечества. Платон считал, что окружающий нас мир вещей является формой реализации сверхчувственного мира идей, т. е. чистого духовного бытия. Идеи, существующие вечно, составляют основу вещей, они первичны. Душа человека тоже есть идея, которая когда-то существовала в «чистом» виде в мире идей. Она там встречалась с другими идеями, т. е. сущностями окружающих нас вещей. Поэтому наша душа имеет информацию о них, т. е. мы вообще-то знаем самое главное о любом объекте. Трудность только в том, чтобы вспомнить то, что когда-то душа созерцала в мире идей. Эта трудность может быть преодолена, если помочь душе припомнить то, что когда-то она видела. Как это сделать? Можно, например, задавать человеку вопросы, и он вспомнит то, что его душа раньше знала. Так, в диалоге «Менон» Сократ предлагает мальчику, никогда не изучавшему математику, решить задачу на удвоение квадрата. Мальчик, не решивший задачу сразу, решает ее, отвечая на вопросы Сократа. Из этого примера Платон делает принципиальный философский вывод, что «искать и познавать – это как раз и значит припоминать».



Но нужно иметь в виду, что в религиозных концепциях познания знание, данное в откровении (божественное знание), всегда ставится выше обычного человеческого знания, ибо автором первого является Бог, а второго – лишь человек.

Трансцендентальная традиция. Позицию сторонников данного направления можно сформулировать так: мир не познаваем, ибо всякое знание есть элемент сознания человека, а не часть объективного мира. Любой объект познания представлен нам в виде компонентов нашей психики – ощущений, восприятий, эмоций, мыслей. Нам только кажется, что мы говорим об объекте, существующем вне нас. На самом деле мы излагаем не сущность объекта, а то, что возникает в нашем сознании при восприятии этого объекта, т. е. информацию о нем. Насколько эта информация соответствует самому объекту? Это невозможно установить, так как для этого необходимо знать, как объект выглядит на самом деле. Но как бы мы к этому не стремились, ничего не получится – каждый раз мы будем получать только информацию об объекте, полученную в лучшем случае иными средствами (органами чувств, приборами, из книг и т. д.). Но это всегда будет только информация об объекте, а не сам объект. Таким образом, как выглядит мир на самом деле, мы не знаем и никогда не узнаем – ведь для этого нужно отказаться воспринимать мир как отраженную в сознании реальность, т. е. выйти за пределы своего сознания. Такую позицию в философии называют агностицизмом . Подобная аргументация в пользу непознаваемости мира была присуща основателям трансцендентальной философии – Д. Юму и И. Канту, а позднее развивалась позитивистами. В. В. Ильин правильно замечает, что «исчерпывающей логической процедуры установления соответствия знания действительности, говоря строго, не существует. По этой причине агностицизм теоретически некритикуем и неопровержим». Автор полагает, что проблема эта может быть снята в практической сфере. Мы так не думаем: на уровне практики (которая сама строится по логическим алгоритмам!) существует лишь возможность проверки одних знаний (например, теоретических) другими (данными чувственного отражения, эмпирическими знаниями). Однако тезис Канта, что мы познаем об объективном мире только то, что сами туда вкладываем (проецируем), остается актуальным.

Диалектико-материалистическая концепция познания. «1) Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас... 2) Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано, а философские измышления насчет особых граней между тем и другим, насчет того, что вещь в себе находится «по ту сторону» явлений (Кант)... – все это пустой вздор... 3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание , каким образом неполное, неточное знание становится более полным и точным». В этих ленинских словах выражена суть гносеологии диалектического материализма. Сторонники этой философии считают, что мир познаваем. Но его сущность открывается человеку не сразу и целиком, а постепенно. Поэтому познание есть постепенное приближение к абсолютной истине.

Для развития науки идеи материалистической теории познания оказались весьма плодотворными, они легли в основу многих естественнонаучных учений. Однако дальнейшее развитие науки потребовало выхода за рамки традиционных материалистических взглядов на познавательный процесс. И камнем преткновения здесь послужила проблема объективности научного знания, на которую обратили внимание еще классики трансцендентальной философии. Поэтому наука XX–XXI вв. оказалась более ориентированной на постулаты трансцендентальной традиции, ярким выразителем которых выступила позитивистско-прагматистская философия. Она выдвинула на первый план проблему субъектно-объектных отношений.

Субъект и объект познания. Проблема объективности знания. В любом познавательном акте можно выделить две стороны этого процесса: субъект и объект.Субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Им может быть индивид, социальная группа или общество в целом. Нередко под субъектом познания подразумевают человека вообще, т. е. человека как родовое существо. Все это не противоречит приведенному выше определению, но при анализе субъектно-объектных отношений всегда полезно выяснить, в каком из указанных значений применяется термин «субъект».

Объект познания – это часть реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом познания может стать и субъект, если он является предметом изучения другого субъекта.

Если объектом познания может быть любое материальное или духовное явление, то субъект – это всегда сознательное существо. Субъектом не может быть камень, растение или животное.

Проблема субъекта-объекта возникает в философии из-за существования вечного вопроса познания: как избежать заблуждений, связанных с субъективными факторами, проникающими в знание. Действительно, с одной стороны, знание объективно, так как зависимо от особенностей объекта, является его отражением. И если субъект не лжет, то он не может не учитывать объективно существующие признаки изучаемого явления. Но, с другой стороны, знание субъективно, так как является элементом сознания субъекта и по этой причине несет на себе отпечатки особенностей этого сознания.

Понятно стремление людей сделать всякое знание объективным, очистить его от субъективных наслоений. Одни считают это возможным и нужным. К ним, например, относится такой выдающийся ученый, как А. Эйнштейн. Другие полагают, что субъективное неотделимо от знания, всякое знание есть единство объективного и субъективного. Такой точки зрения придерживался другой знаменитый ученый – В. Гейзенберг.

В философии вопрос о мере объективности знания нередко получает более острую формулировку: существует ли объект без субъекта? На первый взгляд, вопрос этот наивен: ну кто скажет, что если меня (субъекта) нет, то нет и книги (объекта), которую я читал? Именно так рассуждал Г. В. Плеханов, когда критиковал позитивистов, утверждавших, что нет объекта без субъекта. Плеханов писал, что Земля является объектом, но она существовала до людей (субъектов). Значит, объект может существовать и без субъекта.

В доводах Плеханова есть серьезный изъян: он допускает ошибку, отождествив понятия «объект» и «объективная реальность». Объективная реальность существует и существовала до человека как субъекта. Но какая-то часть ее (Земля, Солнце и т. п.) становится объектом лишь тогда, когда появляется субъект, интересующийся ею. Субъект и объект – соотносительные понятия, так же, как судья и подсудимый, убитый и убийца, добро и зло. Если нет убитого, то нет и убийцы, если исчезнут подсудимые, не будет и судей, если нет субъектов, то нет смысла что-то называть объектом. Иллюзию существования до появления субъекта (человека) объекта (Земли, например) разгадал в свое время еще Р. Авенариус, введя в свою философию понятие потенциального члена , т. е. полагаемого нами субъекта. Если, скажем, мы говорим о Земле как объекте, существовавшем до человека, то мы мысленно переносим себя в тот период, когда не было человека, а Земля была. При этом невольно создается логическая конструкция, состоящая из объекта (Земли доисторического периода) и субъекта (человека, который сейчас рассуждает об этой Земле). Таким образом, дихотомия «субъект-объект» оказывается неразделимой.

Таким образом, субъективное неустранимо из знания. Знание есть синтез объективного и субъективного. Оно объективно в той мере, в какой отражает ситуацию, существующую вне субъекта. Оно субъективно в той мере, в какой отражает особенности познающего субъекта – его потребности, интересы, жизненный опыт, специфику психических, профессиональных, нравственных и других качеств.

Практика и познание. Практика – это материальная деятельность человека. Из этого определения следует, что работа с теоретическими объектами не является практикой. Нельзя называть практикой и действия животных, ибо практика есть вид деятельности человека. Исходя из такого понимания практики, можно выделить три ее основных вида: материальный труд, эксперимент и общественно-преобразующую деятельность, под которой понимают материальные действия, направленные на изменение или сохранение социальных систем (борьба с преступностью, военные операции, революционная деятельность и т. п.).

Какое отношение имеет практика к познавательной деятельности человека? Оказывается, она лежит в основе формирования главного инструмента познания человека – мышления. «Мысль есть перенесенное во внутренний план, т. е. в сферу психики, практическое действие», – этот тезис является главным выводом теории интериоризации , ставившей своей целью выяснение природы мышления. Согласно этому выводу, сделанному П. Жане, Ж. Пиаже и Л. С. Выготским и др., практические действия с объектом и мысли о нем имеют одинаковую структуру. Поэтому овладение практическими действиями способствует формированию мышления человека.

Теория интериоризации явилась научной основой эксперимента по формированию мышления у слепоглухих детей, проведенного в Загорском интернате (г. Сергиев Посад) под руководством И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. В этом интернате содержатся слепоглухие дети, которые лишены возможности общения с миром через зрение и слух. Оказалось, что у таких детей отсутствует и мышление. Суть эксперимента заключалась в следующем: обучить детей максимально возможному количеству практических действий, совершаемых обычным нормальным ребенком соответствующего возраста. Их обучали самостоятельно одеваться, убирать постель, держать ложку, нож, инструменты. Им давали игрушки, учили лепить, шить, мыть полы, гладить белье и т. д. Полагали, что вместе с овладением практическими навыками дети освоят и содержащиеся в них логические структуры. Результаты эксперимента были официально объявлены в 1975 году, когда четверо испытуемых уже обучались по специальной методике на III курсе психологического факультета МГУ.

Эксперимент полностью подтвердил, что овладевая практическими действиями, дети одновременно формируют и свой мир мышления. Практическая деятельность является как бы матрицей, с которой снимаются формы умственных операций. Поэтому практика первична по отношению к мышлению человека. Мысль есть перенесенная в сферу психики практика, т. е. интериоризованное практическое действие.

Таким образом, практика, формируя структуру мышления и научной теории, выступает в качестве основы познания .

Но практика влияет на познавательный процесс и другим способом – она является целью познания . Зачем мы познаем? Почему возникают новые науки и теории? Чем объясняется престижность одних учебных заведений и непрестижность других? Оказывается, и здесь многое зависит от практики. Ф. Энгельс писал, что математика возникает из-за практической необходимости в измерении площадей и объемов. Далее он делает вывод, что потребности практики двигают наукой намного быстрее, чем десятки университетов.

Приведем два примера, подтверждающих такое мнение. После второй мировой войны в СССР стала бурно развиваться теоретическая физика. Причиной этого явилась практическая потребность в создании атомной бомбы. Соперничая в военной области с США, советское руководство выделило огромные средства на исследования в области атомной физики с целью использования результатов этих исследований на практике.

Начатый в России в 1990-х гг. переход к рыночной экономике вызвал потребность в квалифицированных финансистах, юристах, переводчиках. Такой социальный заказ вызвал большие конкурсы при поступлении в экономические, юридические учебные заведения, институты и факультеты иностранных языков.

Итак, практика, будучи целью познания, стимулирует развитие той или иной науки, сферы образования, научной теории, играя заметную роль в процессе регулирования духовного производства.

Практика является также и источником познания. Это означает, что человек, работающий с объектом практически, одновременно корректирует свои знания о нем. Дело в том, что объект постоянно меняется сам, меняются условия его существования, средства воздействия на него. Все это требует приведения в соответствие знаний об объекте с ним самим. И источником информации в этом случае выступает практика. Это особенно ощущается, если знания были получены при помощи оперирования теоретическими объектами, например, на лекциях или семинарских занятиях. К примеру, общая модель функционирования банка, при всей ее познавательной ценности для будущих финансистов, намного беднее конкретной работы определенного банка. И выпускнику экономического учебного заведения, впервые пришедшему на работу в этот банк, придется многому научиться заново – ведь оригинал всегда отличается от теоретической модели. Таким образом, теории изменяются под влиянием практики.

В гносеологии также указывают еще на одну функцию практики – выступать в качестве критерия истины . Но при анализе этой познавательной функции практики необходимо помнить, что сама практика является лишь средством формирования эмпирического знания, которое необходимо для сопоставления с ним результатов теоретического исследования. Практика, таким образом, дает возможность получения таких знаний об объекте, с которыми можно сверять теоретическое представление о нем.

Учение об истине. Проблема истины является одной из главных в гносеологии. В ряде религиозных учений под истиной понимается Бог, Абсолют – сущность, лежащая в основе всего. Слияние человеческой души с божественной рассматривается как полное овладение истиной в йоге, суфизме, буддизме, христианской мистике. К такому пониманию истины близко стоял Платон, полагавший, что в основе каждого предмета лежит сверхчувственная идея, познание которой и означает постижение истины об этом предмете. В средневековой философии под истиной понималось соответствие существования вещи ее собственной божественной сущности. Гегель понимал под истиной соответствие вещи понятию о нем. Все эти определения похожи друг на друга тем, что в них истина рассматривается как нечто, имеющее онтологические основания. Ныне эту концепцию «онтологической истины» развивает В. С. Хазиев. Он отмечает, что существуют истинные вещи: те которые соответствуют заложенной в них человеческой идее. «Конечные предметы, события, явления истинны, если соответствуют своим идеям», - пишет автор. Если же самолет не летает, а хлеб нельзя есть, то эти вещи онтологически ложны, т.к. не соответствуют своим идеям, утверждает В. С. Хазиев.

Аристотель сформулировал определение, которое стало традиционным в теории познания и называется теперь классическим определением истины. Его можно сформулировать так: истина – это знание, соответствующее действительности. Но у этого широко распространенного определения есть один существенный недостаток: как определить это соответствие, ведь любая информация о действительности нам дана в виде знания о ней. Тогда под истиной приходится понимать знание о предмете, не противоречащее другим знаниям о нем. Например, если знание, полученное теоретическим путем, подтверждается чувственным опытом человека, его знаниями, полученными через органы чувств, то это знание и есть ис тина. Таким образом, мы приходим к следующему определению истины, которое было сформулировано сторонниками позитивистской традиции: истина – это такое знание об объекте, которое согласуется с другими знаниями о нем . В философии науки оно развивалось А. Пуанкаре (1854–1912) и получило название конвенциализма. Видно, что оно несколько шире, чем приведенный выше случай совпадения знания чувственному опыту человека. Здесь подразумевается и «вписанность» нового знания в существующую систему знаний о том или ином фрагменте мира, например, в картину физической или социальной реальности, математическую модель и т.д. Думается, что определение истины как знания, согласованного с другими знаниями, является наилучшим из возможных ее определений в рамках научного мышления.

Противоположностью истины является заблуждение . Его нужно отличать от лжи. Ложь – это преднамеренное искажение истины, а заблуждение не содержит такого намерения. Заблуждающийся считает свое знание истинным, а лжец – нет. Поэтому противоположностью лжи является правда, а не истина. Правда включает в себя истину, но не сводится к ней – в ней отражается еще и нравственная оценка того, кто выражает истину. Знаток тонкостей русского языка В. Даль писал, что правда – это истина на деле, в образе, честность, неподкупность, справедливость.

Не тождественна истинности и правильность знания. Правильность – это логическая характеристика знания, выражающая прежде всего его непротиворечивость. Знание может быть правильным, но неистинным, так как кроме соответствия логическим нормам, она должна соответствовать и другим знаниям, например, полученным практическим путем.

Как отличить истину от заблуждения? Главной трудностью при ответе на этот вопрос является отмеченная уже проблема сравнения знания об объекте с самим объектом. Как бы мы не старались, это оказывается невозможным. Почему? Дело в том, что любая информа­ция об объекте нам может быть дана только в виде его отражения нашей психикой. Если сначала мы получили знание об объекте из теоретических источников, а затем решили проверить его соответствие действительности, то вся процедура такой проверки оказывается операцией сравнения теоретической информации об объекте с информацией о нем, полученной с помощью органов чувств. Мы можем ощупывать объект, воздействовать на него другими предметами, измерять, наблюдать, получая в конечном счете так называемое эмпирическое (опытное) знание о нем. Если полученное эмпирическое знание не противоречит знанию теоретическому, то последнее объявляется истинным. Правда, в процедуре проверки истины всегда неявно участвует и третий вид знания – мировоззренческое знание. Это знание имеет характер убеждений, кристаллизуется в течение всей жизни, концентрируя в себе наиболее ценный жизненный опыт личности. Мировоззренческое знание участвует в процессе познания от начала до конца: основательно влияя на выбор объекта исследования, оно служит затем постоянно действующей матрицей, с которой сопоставляются полученные результаты. Если теоретическое знание вписывается в области практического и мировоззренческого знаний, то у человека создается чувство уверенности в его истинности. Такое представление о критерии истины не противоречит ши­роко распространенному в отечественной философии и науке мнению, что истиной является знание, подтвержденное на практике. Речь, как видно, идет о сопоставлении одного знания с другим, полученным эмпирическим путем.

На деле процесс проверки истины является более сложным. Новое теоретическое знание обычно сопоставляется с другими теориями и существующими в данной области принципами. То же происходит и в процессе получения эмпирических результатов: меняются условия наблюдения и эксперимента, рассматриваются аналогичные ситуации в других областях знания, возникшие при иных обстоятельствах.

Таким образом, критериями истины являются:

а) соответствие знания логическим нормам;

б) согласованность знания с господствующими в этой области теориями, истинность которых не вызывает сомнения;

в) соответствие знания убеждениям субъекта (мировоззренческий критерий);

г) согласованность знаний, полученных теоретическим, умозрительным путем, со знаниями эмпирического характера.

Свойства истины. Истина обладает рядом свойств. Она есть единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного знания.

Объективность истины выражает ее зависимость от того объекта, который в ней отражается. Если, к примеру, К. болеет туберкулезом и это отражено в его медицинской карточке, то основой для появления этой истины является сам объект познания, т. е. больной туберкулезом К. Не будь больного туберкулезом К., не было бы и этой истины. Поэтому иногда можно слышать, что истина объективна, она не зависит от субъекта познания. «Быть материалистом значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т.е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину», – писал Ленин. Но так ли это? Ведь врач, поставивший диагноз больному К., мог допустить и неточности в определении стадии протекания болезни, степени его опасности для больного и окружающих, средствах лечения и т. д. И это зависит не столько от больного (объекта), сколько от врача (субъекта), его профессионализма, ответственности, добросовестности. Нельзя забывать, что истина – это знание и формируется оно в сознании субъекта. По этой причине истина не может быть свободной от особенностей интеллекта и других психических качеств субъекта, его жизненного опыта. Поэтому всякая истина не только объективна, но и субъективна . Она есть единство объективного и субъективного факторов познания.

Из субъективности истины вытекает вывод о его несовершенстве, неполноте, неточности. «Неполнота, присущая любой истине, частично обусловливает ее приближенный характер. Это связано с системностью и бесконечностью объективного мира, отражающегося в знаниях. Если мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, то отсюда следует, что любое знание о мире, абстрагирующееся от некоторых его сторон, будет заведомо неточным и огрубленным. Поскольку человек не может познать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других, постольку приближенность внутренне присуща самому познавательному процессу», – писал Э. М. Чудинов. Действительно, всякая истина при более глубоком и тщательном изучении объекта может быть дополнена, уточнена, выражена в более удачной форме. Такое свойство истины называют ее относительностью .

Но в любой истине есть такое содержание, которое при дальнейшем исследовании объекта не опровергается. К примеру, если убийство гражданина М. совершено из огнестрельного оружия выстрелом в голову, то любое объективное расследование этого преступления не может не включать в свои результаты этот факт. Могут уточняться мотивы убийства, время наступления смерти, место совершения преступления и т. д., но знание о том, что М. убит выстрелом в голову, неизменно, абсолютно. Свойство истины содержать в себе знание, которое в процессе познания не опровергается, называется ее абсолютностью . «Абсолютная истина – это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания», – отмечает Э. М. Чудинов. Правда, в философии встречаются и другое понимание абсолютной истины. Например, под ней понимают точное, полное, завершенное знание о мире в целом. Для человека в таком случае она существует лишь потенциально в виде идеала. Если есть Бог, то только он обладает такой истиной.

Одним из важных свойств истины является ее конкретность . Истина конкретна, так как отражает конкретный объект и предназначена для его характеристики. Следует помнить, что всякое знание, в том числе и истина, рождается в определенных условиях, в определенное время, в определенном пространстве. «Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т. п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами». Оно несет в себе отпечатки этой определенности, конкретности. Иногда люди это игнорируют или не знают об этом и начинают применять знание, отражающее одну ситуацию, в другой, значительно отличающейся от первой. И терпят неудачу. Такая ошибка известна в логике под названием «от сказанного в относительном смысле, к сказанному в абсолютном смысле» . Высказывание «Сумма углов треугольника равна 180 0 » является истиной относительно всех треугольников, построенных в евклидовом пространстве. Но оно неверно для треугольников, построенных, к примеру, в римановском пространстве.

Противоположным к конкретности свойством истины является ее абстрактность . Абстрактность истины вытекает из обобщающего характера, его отвлеченности от несущественных деталей. Не будучи абстрактным, знание не может быть универсальным, применимым в другой обстановке. Например, знание о принципах работы двигателя внутреннего сгорания, используемое в автомобильной промышленности, может применяться и работниками авиационного завода, и в работе цеха, производящего газонокосилки. Это связано с тем, что конкретные объекты познания не только различны, но могут быть в чем-то и тождественны, похожи друг на друга. Поэтому знания о них также тождественны, в них есть нечто общее, соответствующее природе целого класса конкретных объектов. Таким образом, истина есть единство конкретного и абстрактного знания.

Выводы:

1. Философское учение о познании называется гносеологией. Центральным вопросом гносеологии является проблема познаваемости мира. Существуют, по меньшей мере, три разных ответа на этот вопрос: а) он познаваем, но всякое познание есть богопознание (религиозный подход); б) он в принципе не познаваем, так как всякое познание есть познание содержимого нашего сознания о мире, а не самого мира (трансцендентальный идеализм); в) он познаваем, но познание есть постепенное движение от относительных истин к абсолютным (диалектический материализм).

2. Познавательный процесс имеет две стороны: субъект и объект. Субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Объект познания – то, на что направлен познавательный процесс. Поскольку в производстве знания всегда участвует субъект, то знание не может быть абсолютно объективным.

3. Большую роль в познании играет практика. Она участвует в формировании мышления, является критерием истины, источником и целью познания.

4. Истина есть соответствие одних знаний об объекте другим знаниям о нем. Истина обладает тремя свойствами: а) это единство объективного и субъективного; б) это единство абсолютного и относительного; в) это единство конкретного и абстрактного.