Почему крещение господне называют богоявлением. Богоявление господне

«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: «Ты Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Мк 1, 4-11)

Крещение - любимый всеми праздник. В этот день о Боге вспоминают даже те люди, которые в обычной жизни от Церкви далеки. Одни выстраиваются в длинную очередь с пластиковыми бутылками, чтобы пополнить запас святой воды на весь год, другие же, те, кто обладает смелостью и здоровьем, ныряют в прорубь – «во иордань».

Но многие ли понимают смысл этого торжества?

Те, кто открывает церковный календарь, знают, что у праздника этого двойное название – Крещение Господне и Богоявление. Эта двойственность наиболее полно раскрывает смысл праздника, она дает ответ на вопрос: зачем крестился Христос?

Взял на Себя грехи наши

Смысл первый – смирение Господа. То, к чему призывает Иоанн, – «крещение покаяния для прощения грехов». Но в чем каяться Христу – Богу и Человеку, который ни к какому греху не причастен? И, тем не менее, крестясь, Спаситель берёт на Себя грехи мира.

«Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми – без исключения – грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении, с каждым из нас... – пишет известный богослов прошлого столетия протопресвитер Александр Шмеман. – Он, Спаситель, – с погибающими, ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти».

Как всегда в Евангелии, читающему дается не только свидетельство о священном событии, но и нравственный урок. А с каким сердцем мы приступаем к покаянию? Стоит человек в очереди на исповедь и перебирает в уме свои прегрешения: да, накричал, но по делу, да, нарушил пост, но меня соседи творожком угостили. И выходит, что сам ни в чем не виноват, всюду подталкивали другие, так уж мир живет. Пусть даже человек назовет эти грехи, батюшка прочтет разрешительную молитву, только разве с таким настроением – покаяние? Вспомнить бы человек, как каялся за грешников Христос, сострадая им.

Освящается вод естество

Смысл другой – Богоявление, воссоединение падшей природы и Божественного. «Днесь освящается вод естество», – поет Святая Церковь. Для тех времен дело невиданное: ведь даже Красное море раздвигалось по велению Господа, чтобы пропустить израильтян, но, тем не менее, вода не освящалась (даже превращение воды в вино в Кане – не совсем то).

Современные ученые говорят, что человеческое тело на 60% состоит из воды. Но не об этом речь, конечно. А просто, если вода – самое простое вещество смогла стать святой, значит освятиться может и любая другая материя. А то, что свято – не может быть мертво, значит, тело человека должно воскреснуть. «В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни», – пишет отец Александр Шмеман. Недаром в первые века христианства Рождество Христово и Богоявление отмечались в один день, чем подчеркивалась тайна вочеловечения Спасителя.

На что еще похоже эта «двоица» – Крещение и Богоявление? На смерть и воскресение. На таинства Исповеди и Причастия. Недаром святая вода – «агиасма» служит неким прообразом Святых Даров, и тем, кто отлучен от Причастия, разрешается ее вкушение.

К чему призван в таинстве Крещения обычный человек? Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Что именно за крест нам предназначен, мы, как правило, сразу сказать не можем. Но этого и не нужно. В таинстве Крещения мы становимся христианами, то есть обещаем быть верными Христу, исполнять Его, а не свою волю. В чем же это выразится конкретно – будет видно. Это потребует от нас смирения, перемены своей души («метанойя» – по-гречески «покаяние»), но в итоге приведет к единению с Богом и воскресению для вечной жизни в Его Царстве.

Наивные вопросы

– Говорят, что 18-го числа, накануне, бывает вода «богоявленская», а 19-го «крещенская». Какая лучше? Нужно ли набирать и ту, и другую?

– Разницы никакой нет абсолютно. И в тот, и в другой день вода освящается «великим чином», а во все остальные дни года – малым. Кстати, не стоит забывать, что в нашей Церкви празднование начинается с вечера предыдущего дня.

Набрать можно и той, и другой – отчего же нет? Только представьте себе, что придется толкаться у чана с водой, стоять в очередь; а кому-то за вашей спиной ждать придется дольше, в ином же храме тем, кто стоит последними, воды может не хватить.

Обычно правило простое: если мирянин молился вместе с батюшкой во время молебна об освящении воды, то конечно стоит ее набрать. Если же молились другие, а человек просто протянул пластиковую бутылку – будь что будет.

Кстати, в кафедральном соборе, святая вода будет раздаваться целую неделю после праздника Богоявления, и можно набрать ее и 20-го, и 25-го числа без всякой очереди.

– Если святой крещенской воды осталось чуть на донышке бутылки, а на календаре – июль, можно ли разбавить её?

– Конечно, ведь освящается естество воды, а не меняется ее химический состав. Все мы знаем, например, что при неаккуратном хранении, крещенская вода может и «зацвести» (является ли это указанием на грехи или нет – другой разговор). Но от этого она не становится менее святой.

– Если в крещенскую ночь «освящается вод естество», так может лучше набрать воды из крана и в церковь не ходить?

– Конечно, если человек живет в глухом лесу, прикован к постели или сидит в тюрьме, ничего иного ему не остается. Но если есть возможность пойти в храм – как можно этим пренебрегать?

Господь устроил так, что вода освящается при участии человека, по его молитве. И не только священник, но и все миряне, вся церковная полнота участвует в освящении воды. Ведь все вместе мы составляем Церковь – единое Тело Христово.

– Нужно ли нырять в прорубь? Некоторые говорят, что погрузиться в воду нужно ровно в крещенскую полночь, и к городским озерам в этот час устремляются потоки машин, даже пробки на дорогах. Обязательно ли нырять ровно в 12, как пить шампанское в Новый год под бой часов?

– Погружение в прорубь – во Иордань – всего лишь благочестивый обычай. Стоит иметь ввиду, что установлен он в Средиземноморской полосе, где реки не замерзают.

С другой стороны, это красивый обычай. А молодежь как бывает довольна таким приключением! И вера, и смелость, и горячая молитва – все проявляется здесь.

Стоит однако прислушиваться к рекомендациям врачей, и избегать ныряния в прорубь тем, кто страдает простудными, сердечно-сосудистыми заболеваниями, другими хроническими хворями. Представьте себе, погрузился человек, а у него лопнул сосудик – инсульт, или закровоточила язва желудка. Можно и погибнуть.

Что же касается стремления нырнуть ровно в полночь – это суеверие. В полночь начинается богослужение в храме, утреня, за ней – Божественная литургия, потом батюшка с крестным ходом идет на водоем, к «иордани» и освящает воду в проруби. Вот тогда нужно нырять! В зависимости от графика, в разных храмах это может произойти в три часа ночи, и в десять утра.

Нырять же не ради молитвы, а просто так, ради здоровья – рискованно и бессмысленно. Моржи ныряют, но закалка требует усилий и времени. А уж погружение в иордань в пьяном виде до добра точно не доведет.

Фотография: Татьяна Выборнова, "Крещенские купания"

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось "пустыней Иудейской," лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил "крещением покаяния для прощения грехов" (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " – " Так надлежит нам исполнить всякую правду," – кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, "крестившись, Иисус тотчас вышел из воды" (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

"И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него." Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: "Явился еси днесь вселенней..." Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, "голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде." Голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение," указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Праздник в православном богослужении

Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные святками (с 7 по 19 января), составляют одно величественное и душеспасительное торжество.

Канун праздника – 18 января – называется навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова.

В сочельник Богоявления (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды – еще и после литургии.

Чин великого освящения воды

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пнем без сомнения сию святую воду».

О том, что крещенская вода – особенная, святая, знают практически все. Но в чем именно ее сила, откуда она берется и как с ней обращаться, достоверно осведомлены немногие, что порождает множество суеверий и предрассудков. На самые популярные вопросы о крещенской воде отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.

Великое освящение воды

В сочельник и в праздник Крещения Господня во всех православных церквях совершается Великое освящение воды (Великая Агиасма). Также на Крещение после богослужения священнослужители часто освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.

Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям. Однако же главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.

Купание в Иордани

Есть и благочестивый обычай окунаться в Иордань - водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное при этом – не отнестись к купанию как к «церковно-спортивному подвигу»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем.

Стоит только сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника.

Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.

Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Имеющий таковое расположение получит несомненную духовную пользу от крещенского водопогружения.

Святая вода от 18 и 19 января: в чем разница? Надо помнить, что вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином великого освящения, хотя это еще предпразднство Богоявления. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой (именуемой также Великой Агиасмой). А вот мнение, что 19 января Господь освящает всю воду на земле – предрассудок. Это удел нецерковных СМИ и разных «кумушек». Оно восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.

Рисуем кресты и кропим жилье

Зато есть вполне благочестивая традиция рисования крестов и окропления святой водой жилья, относящаяся к Крещенскому Сочельнику. Кресты в прежние века рисовали не мелом, а выжигали свечкой, наносили копотью свечи. В современных жилищах далеко не все готовы пойти на такой шаг по отношению к своему недвижимому имуществу, но «могий вместити, да вместит». В любом случае можно порекомендовать держаться второй и не менее значимой части этого обычая и окропить весь дом, как и говорит Типикон, крещенской водой. В этот день кропят «даже и под ноги» – там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.

Как использовать водопроводную воду в Праздник Крещения?

Никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявления) Церковь не устанавливает . Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, следует не для мытья и стирки, а с благоговением и молитвой употреблять, пить, окроплять жилище, причем использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года.

Если святая вода испортилась

Если святая вода испортилась, ее следует вылить в какое-то непопираемое место, скажем, в проточную реку или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. А если Крещенская вода, оставшаяся с прошлого года , допускает обычное употребление, т.е. сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно - с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде - и в любое время дня. Если с водой что-то случилось, можно вылить ее в цветок. Прикасаться к сосуду со святой водой женщине в дни месячного очищения можно, а принимать ее внутрь, кроме случаев смертной опасности, не следует.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Эта работа из блога Галя Галя

Праздник Крещения относится к
числу главных православных
праздников, и он в Росси отмечается
19 января. Как рассказывается в
церковных книгах, этот праздник
посвящен очень важному событию
в жизни Иисуса Христа. Это событие
связано с еще одним христианским
святым, который известен как
Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель.


Еще раньше Христа у бездетных
Елизаветы и Захарии родился
мальчик, которого назвали Иоанн. По
церковному преданию, он родился
неспроста, а должен был исполнить
в этой жизни очень важную задачу -
подготовить народ к приходу
Спасителя, стать его предтечей.


Еще совсем молодым Иоанн ушел
жить в пустыню. Он одевался в
одежды из звериных шкур, питался
только медом диких пчел и корнями
растений. Так он готовился к своему
служению. О нем узнали окрестные
жители и стали приходить посмотреть
на него и послушать его слова. Он
говорил: «Покайтесь в грехах своих -
приблизилось Царство небесное,
готовьтесь принять Спасителя. Он
идет за мной. Креститесь в знак
покаяния, я крещу вас водой, а он
будет крестить Духом Святым».

Многие верили Иоанну, каялись и
крестились в реке Иордан. С тех
пор Иоанна стали называть
Крестителем, а Предтечей его зовут
потому, что он готовил людей к
приходу Иисуса Христа, появился
раньше его. Христос тоже услышал
об Иоанне и пришел к нему в
пустыню.


Когда же Иоанн увидел Христа,
он сразу его узнал и сказал
об этом людям, которые в это
время были рядом с ними. Христос
послушал Иоанна и попросил,
чтобы тот крестил и его тоже.
Иоанн долго отказывался и
говорил Христу, что это он сам
должен креститься у него. Но
Христос настаивал, и в конце
концов Иоанн крестил и его тоже.


Как пишется в Святом Писании,
когда Иоанн крестил Иисуса
Христа в водах реки Иордан,
открылось небо, и оттуда снизошел
на Христа Святой Дух в виде голубя,
а с неба послышался голос Бога,
который назвал Христа своим сыном.


Таким образом, по Священному
Писанию, Крещение впервые
показало миру Святую Троицу:
Бог-Отец сказал с неба о своем
сыне-Иисусе Христе, а Дух Святой
явился всем в виде голубя. Поэтому
праздник Крещения называется еще
Днем Богоявления.


В этот день в церквах освящают
воду и приносят ее домой. Эту
«святую», или «богоявленскую»,
воду пьют сами, ею окропляют жилища,
священник освящает ею иконы и
другие предметы. Праздник Крещения
совпадает в России с окончанием
святок, поэтому он часто сопровождается
совсем не церковными обрядами. В
этот день можно встретить ряженых, а
в крещенские вечера принято гадать
о том, что каждого из нас ожидает в
будущем.


Интересные факты о празднике.

По народной молве считается,
что в этот день свершается диво
дивное, чудо чудное - над
Иорданью отверзаются небеса и
с них в воду сходит Истинный
Христос. Не все могут видеть это,
а лишь самые благочестивые люди.
Но если в это время святому небу
помолится грешник, то и его желания
сбудутся. Существует поверье, если
перед образом поставить чашу с
водой, да с верой на неё посмотреть,
то в крещенский полдень сама собой
вода всколыхнётся, её осенит и
освятит крещающийся Сын Божий.


По русским древним верованиям,
чудесным знамением сопровождается
явление Бога, потому как в силу
вступают самые мощные стихии.
Особенно в ночи Крещения и
Рождества. Предки наши верили,
что в крещенскую ночь вода
приходит в движение, памятуя о
Крещении Иисуса Христа. Это и
является истоками чудодейственной
силы воды.


В народной среде бытует поверье
об изменениях небесной стихии в
этот день, когда открывается небо
в крещенскую ночь, в Богоявленскую
ночь перед утреней, о чём попросишь
Бога, именно то и сбудется, потому
как в эту ночь небо представляет
собой не иначе, как открытые врата
к Господу. С праздником Крещения
не случайно связано много поверий,
которые связаны с судьбой человека.
Некоторые из них говорят о том, что
если крестить человека в день, когда
небеса отверзаются над землёй, то
будет он счастливейшим на всю жизнь.
Хорошим предзнаменованием
является также, если устроить в этот
день свадебное рукобитье, для
новобрачной четы жизнь пройдёт в
мире и согласии.


С Крещением Господним
поздравляю Вас!
Пусть морозы на крещенье
Принесут благословенье,
Теплоту, уют в Ваш дом.
Пусть наполнятся добром
Мысли, чувства и сердца.
Соберется пусть родня.
Пусть нагрянет в дом веселье
В этот праздник на Крещенье.


Желаю, с каждой каплей святой
воды, пусть прольется покой в
вашу душу и тепло в сердце.Пусть
в этот Святой день в душе у каждого
из Вас найдется место для любви
и прощения!


Пусть Святая вода смоет
груз тягот и беспокойства!
Дай Бог Вам сил сохранить чистоту
помыслов и открытость души в
длинной череде новый счастливых
дней наступившего года! Я желаю
Вам, чтобы в этот день Ваш дом
был открыт для друзей и близких,
и каждому нашлось в нем доброе
слово и место за праздничным
столом!


Праздник Крещения Господня считается одним из самых важных. Он связан с признанием Иисуса Мессией. Поэтому 19 января принято почитать Господа и его сына, проводить разные обряды. Мы описали традиции этого дня, рассказали о правилах проведения гаданий, заговоров. Также советуем обратить внимание на народные поверья, загадывание желаний. На Крещение Богоявление приметы, связанные с природой и окружающим миром, помогут узнать о своем будущем и изменить его к лучшему.

Почему праздник Крещение Господне называют Богоявлением - краткая история праздника

Светлый праздник Крещения Господня имеет несколько названий. Мы расскажем читателям,почему его называют Богоявление. Истина кроется в библейских историях, описывающих само крещение Иисуса. Они повествуют о явлении, указавшем на Христа, как на ожидаемого Мессию. Также рекомендуем посмотреть подобранное нами интересное видео. В нем подробнее описывается,почему праздник Крещение Господне называют Богоявлением.

История праздника Крещения Господня Богоявления и его названий

По библейскому преданию крещение Иисуса Христа происходило на реке Иордан. До момента совершения чуда именно Иоанн Креститель, который проводил обряд, предсказывал явление Мессии. Во время крещения Иисуса небо развезлось и появился белый голубь, который является божественным символом в телесной форме. Также был услышан голос Господень, который сказал, что Иисус Христос является сыном и посланником бога на земле.

Православный праздник Крещение Господне - приметы и традиции, загадывание желаний

В день праздника Крещения можно улучшить свою судьбу и кардинально ее изменить. Обряд освящения воды и купания в ней помогает возродиться совершенно новым и "чистым" человеком. При этом на Крещение можно не только соблюдать народные традиции, но и искать интересные приметы, загадывать желания.

Приметы и традиции праздника Крещения Господня

Освященная вода на реке 19 января считается целебной. Поэтому все, кому позволяет здоровье, могут окунуться в нее для очищения от грехов и защиты от злых сил. Для этого следует 3 раза войти в воду. Также традиции праздника Крещения касаются и поведения самих людей. К наиболее важным "требованиям" этого дня относятся:

  • отсутствие ссор (и с родными, и с любыми незнакомцами);
  • помощь окружающим (освященную воду следует принести в свой дом, дать соседям и просто знакомым);
  • искреннее раскаяние (только в таком случае освященная вода сможет смыть грехи и избавит от злых помыслов).

Соблюдая эти обычаи, можно забыть о горестях и невзгодах. Также с помощью освященной воды рекомендуется защитить и свое жилище от злых сил. Поэтому после посещения реки нужно обрызгать каждый угол, двери и окна святой водой. В течение последующих лет ее также можно давать во время болезни близким и родным. Считается, что она способствует скорому выздоровлению.

Когда загадывать желания во время православного праздника Крещения Господня?

Самым верным способом попросить об исполнении желания на Крещения является его озвучивание при купании в освященной реке. Если такой возможности нет, то проводить обряд с произношением желания над освященной водой можно дома. Но чтобы эти просьбы имели возможность исполнения нужно обязательно соблюсти следующие правила:

  • сначала поблагодарить Господа за все имеющееся, здравие и радость своих родных;
  • при произношении отгородиться от греховных или "практичных" помыслов (то есть просить и даже думать о материальных благах не стоит);
  • не связывать свое желание с "чужими" людьми (не стоит просить о расположении нравящегося человека, о его любви: такие чувства должны возникнуть сами по себе).

Немаловажным является и отсутствие ограничений во времени при загадывании желаний. В православный праздник Крещения Господня не стоит требовать исполнения мечты в течение года, 5 или же 10 лет. Только искренняя просьба поможет получить желаемое.

Праздник Крещение Господне - приметы и гадания в крещенский вечерок

Несмотря на завершение святок 18 числа, некоторые люди предпочитают гадать во время Богоявления. Правда, служители церкви не рекомендует проводить такие обряд. Поэтому на Крещение существуют особые приметы и упрощенные гадания для крещенского вечерка, которые помогут получить желаемое, узнать о будущем.

Приметы крещенского вечерка: какие поверья Крещения Господня расскажут о будущем?

Занимательные приметы Крещения Господня в большей мере связаны со здоровьем и красотой. Мы подобрали наиболее интересные поверья этого дня:

  • если умыться снегом в день Крещения Господня, то здоровье будет крепким;
  • свадьба, проведенная 19 января, поможет создать крепкую и любящую семью;
  • если ребенка окрестить 19 января, то он вырастет красивым и здоровым;
  • если на Крещение начать новое дело, то оно вероятно будет иметь положительный исход.

Также на Крещение Господне следует обращать внимание на свои сны. Считается, что все приснившееся с 18 на 19 января вскоре сбудется.

Как можно гадать во время праздника Крещения Господня?

На Крещение Господня можно не только загадывать желания, но и гадать. Правда, делать это лучше в дневное и вечернее время. Мы подобрали интересное видео, рассказывающее о правилах проведения таких обрядов.

Церковный праздник Крещение Богоявление - заговоры и обряды для 19 января

По церковным правилам, обряды во время великих праздников проводить нельзя. Исключение могут составить лишь случаи, когда это поможет близким и родным людям. Мы подобрали такие заговоры и обряды Крещения Господня Богоявления, которые можно проводить после окончания святок.

Какие крещенские заговоры можно проводить 19 января?

Церковный праздник Крещения не допускает проведения обрядов, связанных с деньгами или богатством. Читать заговоры в этот день следует лишь при крайней необходимости. Мы подобрали наиболее простые обряды, которые помогут попросить у высших сил прощения, здоровья для себя и своих близких.

«Святая вода в дом пришла, благополучие мне принесла. Будут убытки этот дом миновать, будет достаток с каждым днем прибывать. Будет удача меня во всем сопровождать, ни в чем не буду неудачи я знать».

Во время проведения заговора (от порчи) нужно облиться прохладной освященной водой.

«Господь Бог на земле родился, а в Крещение крестился именем Иисуса Христа. Как эта святая вода с меня Раба (-ы) Божьего (-ей) (собственное имя) стекает, так вместе с ней и вся порча от недоброго взгляда врага моего уходит. Отныне и навсегда. Аминь».

Следующий заговор позволяет защитить ребенка от болезней и бед. Нужно зачитывать текст, приклеивая кусочек воска от церковной свечи, использовавшейся при службе на Крещение Господне, к детской кроватке.

«Иван Креститель Христа крестил, а Христос весь мир благословил.

Будет это дитятко подрастать болезней тяжких не знать.

Будут его беды миновать да не будут на него зла держать.

Будут его люди любить, будут его ангелы хранить».

«Как правда то, что Господь Бог накормил людей пятью хлебами, как правда то, что Иисус Христос, является Божьим Сыном, так правда и то, что Господь Всевышний милостив. Прошу поверни, Господи, мою удачу по направлению ко мне. Пусть она направляется к моему порогу не по трем дорогам, а по одной. Пусть горе-злосчастье, найдет себе другую дорогу, мимо меня, прямо в змеиную утробу. Там ей место, бытие и жилище ее. А я, Раба Божья, (собственное имя), в оберег обряжусь и считать мне мои богатства не пересчитать, и горя я не буду никогда знать. Слова свои на ключ закрываю. Ключом замок закрываю, который в море глубокое бросаю. Аминь».

Проведение обрядов в день праздника Крещения Богоявления 19 января

Проводить в светлый день праздника можно обряды, связанные с привлечением удачи и счастья. Простые ритуалы помогут забыть о жизненных невзгодах. Он станут помощью для тех, кто серьезно болен, не может обрести счастье или покой.

Интересные гадания и обряды праздника Крещения Господня позволяют даже по завершению святок изменить свою судьбу. Нужно лишь верить в исполнение желаний и соблюдать традиции крещенского вечерка. Мы рассказали об истории и таинствах этого праздника. К примеру, проявившиеся на Крещение Богоявление приметы могут стать залогом новой счастливой жизни. Но также можно не ждать ее изменения, а искренне загадать заветное желание.